THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

" № 3/2016

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 № 408-ФЗ.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в различных отраслях законодательства предусмотрено много льгот. Но хозяйствующим субъектам необходимо строго придерживаться критериев, по которым они могут получить статус малого предприятия.

Этот статус нужно определять в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И следует учитывать, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ в данную статью внесены заметные поправки. Они вступили в силу уже с 01.01.2016.

Хотя согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ в прежней редакции.

Уточнено, какие именно хозяйствующие субъекты могут считаться субъектами малого или среднего предпринимательства. Так, до 31.12.2015 ими могли быть:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Важное замечание. Специально указывалось, что юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а предприниматели – в ЕГРИП. Теперь в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ не конкретизируется, что регистрация должна быть обязательно произведена в упомянутых реестрах, а говорится лишь, что она осуществляется в установленном законодательством порядке. Что, впрочем, практически и означает необходимость регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Отдельно были выделены потребительские кооперативы как единственный вид некоммерческих организаций, которые могли претендовать на статус малого или среднего предприятия. Отметим, что такие кооперативы могут быть разных типов:

Теперь из всего этого списка в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ упоминаются только сельскохозяйственные потребительские кооперативы, остальные не могут претендовать на статус субъекта малого или среднего предпринимательства, включая также и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, которые пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ также относились к потребительским кооперативам.

А вот вместо коммерческих организаций упоминаются отдельно хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Здесь, очевидно, учтено, что именно такие группировки юридических лиц введены в последнее время в ГК РФ.

Формы, в которых могут создаваться коммерческие организации, перечислены в п. 2 ст. 50 ГК РФ. Это хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Для ГУПов и МУПов ничего не изменилось, они теперь просто не упоминаются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее они были единственным прямо упоминаемым исключением из числа коммерческих организаций, к которым данный статус не мог применяться).

Но добавились еще коммерческие организации, которые не могут теперь быть малыми или средними предприятиями. Дело в том, что хозяйственным обществом согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ могут быть только акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество или товарищество на вере () относятся к хозяйственным товариществам, это согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ отличает их от АО и ООО. А хозяйственные товарищества не упоминаются в новой редакции ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Что касается хозяйственного партнерства, то оно создается в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ.

Надо соблюсти долю в уставном капитале

Дополнительные критерии, которые позволяют предприятию или предпринимателю считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, ранее были изложены в той же ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Теперь для них отведена специальная часть – 1.1 этой статьи.

Важным критерием остается соблюдение доли участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Но прежде это условие относилось ко всем юридическим лицам, а теперь только к хозяйственным обществам и партнерствам (за некоторыми исключениями, которые имелись и ранее, о них будет сказано далее). То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица освобождены от соблюдения данного критерия.

Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. Но это теперь касается только уставных капиталов ООО (ранее распространялось на всех юридических лиц).

Зато ограничение в виде того, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, относится ко всем хозяйственным обществам и партнерствам.

Исключения в соблюдении доли в уставном капитале

Как и раньше, некоторые предприятия могут не соблюдать условие о соблюдении доли участия определенных лиц в уставном капитале. Но должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

1. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156. Это новое условие.

2. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Причем учредителями этих хозяйственных обществ и партнерств являются либо бюджетные, автономные научные учреждения, либо бюджетные учреждения, автономные учреждения образовательных организаций высшего образования. Таким учредителям должны принадлежать исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности.

3. Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Заметим, что этот перечень весьма ограничен (см. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р).

Численность работников и доход имеют значение

Следующие критерии, которые должны соблюдаться, относятся ко всем хозяйствующим субъектам, указанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Согласно п. 77 данного приказа средняя численность отличается от среднесписочной тем, что первая включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Правда, в прежней редакции таких работников тоже следовало учитывать при определении статуса хозяйствующего субъекта, это устанавливалось в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

А вот другой существенный и необходимый для исполнения критерий по-настоящему «потяжелел». Согласно прежней редакции надо было определять выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или (вместо этого) балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Теперь не предоставляется выбор между выручкой и балансовой стоимостью активов, последнюю исключили из числа рассматриваемых критериев. Но вместо выручки, полученной от реализации, надо определять доход в порядке, установленном законодательством.

Определение дохода дается в п. 1 ст. 41 НК РФ. Под ним понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Эта оценка должна производиться по правилам, установленным в гл. 25 НК РФ (для организаций) или гл. 23 НК РФ (для индивидуальных предпринимателей).

Значит, и в целях определения статуса хозяйствующего субъекта как малого или среднего предприятия надо помимо доходов, полученных от реализации, учитывать также , но исключать доходы, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль или НДФЛ.

В этом смысле некоторая сложность может возникнуть у тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками соответственно налога на прибыль или НДФЛ. При приближении к предельным значениям дохода им придется заняться расчетом данных налогов, хотя непосредственно для налогообложения они от такой необходимости освобождены.

При этом необходимо учесть доход по всем налоговым режимам, которые применял налогоплательщик в течение года, включая тот (по нашему мнению, фактический, а не вмененный), который получен от деятельности в рамках уплаты ЕНВД или нахождения на патенте.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 применяются следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 120 млн руб. в год, для малых предприятий – 800 млн руб., для средних – 2 млрд руб.

Правительство подготовило проект другого постановления, в котором значения предельных величин останутся те же, но они будут относиться именно к показателю дохода, как и предусмотрено новой редакцией ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Изменения коснулись и некоторых общих правил, приведенных в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. В частности, согласно ч. 3 данной статьи в прежней редакции категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием выручки и численности. Аналогичное правило сохранено и теперь.

Пример

Организация в предыдущем календарном году имела среднесписочную численность, равную 90 человек. Но доход ее в тот же период составил 1 млрд руб.

По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму – среднего. Следовательно, она должна быть признана именно средним предприятием.

Однако в ч. 3 теперь учтено несколько специфических ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Так, если предприниматель не привлекал наемных работников, то его категория, без вариантов, определяется только по величине дохода за прошлый год. Если же предприниматель находился на патенте, а видами деятельности, облагаемыми в соответствии с другими режимами налогообложения в истекший год не занимался, то он признается микропредприятием.

И это неудивительно, ведь он бы утратил право на применение патента, если бы превысил годовой уровень дохода в размере 60 млн руб., умноженный на коэффициент-дефлятор (см. пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), а численность не должна превышать 15 человек, хотя и средняя (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Также микропредприятиями считаются хозяйственные общества, у которых соблюдается условие по ограничению участия российских и иностранных лиц в уставном капитале, все производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.

По истечении этого периода их статус будет определяться в общем порядке, что следует из новой части – 4.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. То есть категория такого субъекта малого или среднего предпринимательства изменится только в случае, если предельные значения окажутся выше или ниже предельных значений среднесписочной численности или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Следите за тем, внесены ли вы в реестр

Вероятно, самой важной новинкой, вводимой Федеральным законом № 408-ФЗ, следует признать создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Он начнет применяться с 01.07.2016.

Этот реестр будет содержать сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вести его будет ФНС на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год , сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Получается, что реестр будет формироваться без практического участия самих хозяйствующих субъектов. Поэтому, если они заинтересованы в своем присутствии в реестре, им необходимо проверять, включены ли они в него в текущем периоде. И такая возможность им будет предоставляться благодаря тому, что сведения из реестра будут общедоступны в сети Интернет (видимо, на сайте www.nalog.ru), обновляться 10-го числа каждого месяца и сохраняться в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Из новой редакции ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует, что вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на формы поддержки, предусмотренной данным законом, только если они включены в реестр и заявили об этом по форме, которая будет утверждена Правительством РФ.

Обратите внимание

В 2016 году ООО вносятся в реестр независимо от выполнения условия об участии российских организаций в их уставном капитале (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ).

Напомним, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ и ранее федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, поручалось вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Это требование сохранено.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах от 4 000 до 5 000 руб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась до 8 000 руб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для должностных лиц повышены и верхняя, и нижняя планки штрафов, первая с 4 000 до 5 000 руб., вторая – с 5 000 до 10 000 руб. Также и для юридических лиц нижняя граница повышена с 40 000 до 100 000 руб., верхняя – с 50 000 до 200 000 руб. (для них также вместо этого наказания в качестве альтернативного сохранено приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности, на которую обязательно получение разрешения (лицензии), не всегда связано с извлечением прибыли. Но и в этом случае нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наказание, хотя и в меньших размерах:

  • на граждан – предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на предпринимателей – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. (с 01.01.2016 – от 100 000 до 150 000 руб.).

Для такой деятельности также определены повышенные ставки наказаний в случае грубого нарушения упомянутых требований и условий:

  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб. (с 01.01.2016 – от 150 000 до 250 000 руб.) (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Статья 110 Жилищного кодекса относит к ним и жилищно-строительные кооперативы.

В № 1, 2016 в новостях мы сообщали о том, что этот приказ должен был утратить силу с 01.01.2016 в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Однако действие Приказа Росстата № 498, в свою очередь, неожиданно и оперативно было отменено этим ведомством (Приказ от 03.12.2015 № 613). То есть в 2016 году следует применять Приказ Росстата № 428.

Вероятно, будет использоваться форма, установленная Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, которую в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ следует подавать не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным периодом (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)).

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

На участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения , установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 , 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в

Субъекты малого предпринимательства обладают существенными преимуществами в госзакупках. Рассмотрим, кто является СМП и как можно подтвердить этот статус для того, чтобы воспользоваться своими законными преимуществами при торгах.

Статус субъекта малого предпринимательства

В соответствии с Законом № 44-ФЗ, при проведении процедуры определения поставщика, СМП не наделен обязанностью иметь и предъявлять свидетельство о своем присутствии в соответствующем реестре, например, региональном. Вместе с тем, в подаваемой на конкурс заявке участник обязан продекларировать свою принадлежность и соответствие субъектам малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что закон ряда субъектов РФ (например, Москвы) предусматривает наличие реестров СМП. Однако, в соответствии с Законом, нахождение или отсутствие предпринимателя в таком реестре юридически не влияет на его статус как малого предпринимателя. Единственный критерий того, как подтвердить статус малого предприятия, это фактически соответствовать необходимым критериям его определения и заявить об этом в декларации.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как получить статус СМП

Юридический статус СМП по действующему законодательству не требует специальной регистрации или документов, но только соответствия формальным критериям (например, численность работников предприятия не должна превышать 100 человек).

При включении в региональный реестр СМП соответствия формальным критериям необходимо подтверждать документально, для этого необходимы:

  1. Действующая выписка из ЕГРЮЛ и доверенность (если документы подает лицо, отличное от генерального директора), необходимые коды статистики, а также финансовая отчетность и отмеченная налоговой информация о количестве работников.
  2. Для ООО - полный перечень участников предприятия, для акционерных обществ - заверенный перечень акционеров.
  3. Для ИП - выписка из ЕГРИП, информация о (среднесписочном) количестве работников и налоговая декларация за прошедший год.

Подтверждение статуса СМП

Для того, чтобы подтвердить свою принадлежность к СМП, как правило, подрядчиками используется декларация такового статуса. Этот документ влияет на получение преимуществ при определении победителя процедуры определения поставщика.

В случае, если данная конкретная закупка производится только у СМП, такая декларация является обязательной. В случае, если форма процедуры - электронный аукцион, декларация статуса СМП прилагается ко второй части заявки. В случае запроса предложений, декларация включается в состав заявки.

Декларацию о том, что у предприятия есть статус субъекта малого предпринимательства, нельзя нигде получить, она составляется и заверяется должностным лицом подрядчика самостоятельно. Конкретная форма для этого документа в законе не установлена, и декларировать свое соответствие формальным критериям можно в свободном виде.

Главное - указать ключевые критерии, по которым предприятие может быть отнесено к СМП. Таковыми критериями являются: наличие в уставном капитале организации, участия РФ и ее субъектов, иностранных компаний и некоммерческих объединений религиозного или социального вида в размере не более 25%; численность сотрудников предприятия за отчетный год (среднесписочная) не должна превышать 100 человек; доход (банковская стоимость активов) за этот же год - не более 400 миллионов рублей (без учета НДС).

Преимущества СМП в госзакупках

Согласно Закону №44-ФЗ, у заказчика есть прямая обязанность осуществлять закупки у СМП и СОНО в качестве поставщиков в минимальном объеме 15% от общего годового. Для соблюдения на практике этих норм, госзаказчик наделен правом указать в извещении о проведении процедуры требование для не относящихся к СМП поставщиков о привлечении малых предпринимателей как субподряда. Такие работы включаются в общий отчет заказчика как закупки у СМП.

Быть малым или средним предприятием выгодно. Для таких субъектов есть много льгот, поэтому если попасть в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства , то компания или предприниматель могут рассчитывать на господдержку и сэкономить, например на налогах. Кроме того, малый бизнес имеет доступ к госзакупкам и освобожден от проверок до 2019 года. Чтобы подтвердить статус малого или среднего предприятия, нужно проверить, отвечает ли компания критериям, которые определяет закон. А затем убедиться, что компанию включили в реестр.

Какие предприятия относят к малым и средним

Субъектами малого и среднего бизнеса могут стать (ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; далее – Закон № 209-ФЗ):

  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Эти лица должны отвечать трем критериям:

  • состав учредителей;
  • число сотрудников;
  • размер дохода.

Состав учредителей

Это требование не распространяется на индивидуальных предпринимателей и компании, чьи учредители – только физические лица. Причем не важно – российские или иностранные. Если в число участников компании входят иные учредители, то их доля не должна превышать:

  • 25 процентов в сумме, если это государственные образования (Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования);
  • 25 процентов в сумме, если это общественные и религиозные организации и фонды;
  • 49 процентов в сумме, если это прочие организации.

Эти лимиты не касаются:

  • организаций, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • организаций, которые применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями – бюджетными или научными учреждениями;
  • организаций, учредители которых есть в перечне лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

Число сотрудников Среднесписочная численность сотрудников за прошлый календарный год не должна превышать:

  • от 101 до 250 включительно – для средних предприятий. Иное значение может установить Правительство РФ, если основной вид деятельности организации связан с легкой промышленностью (производство одежды, текстильных изделий, изделий из кожи, обработка кожи);
  • до 100 включительно – для малых предприятий;
  • до 15 – для микропредприятий.

Размер дохода Предельные значения дохода от предпринимательской деятельности за прошлый календарный год не должны превышать:

  • для средних предприятий – 2 млрд руб.;
  • для малых предприятий – 800 млн руб.;
  • для микропредприятий – 120 млн руб.

Такие значения утвердило Правительство РФ в постановлении от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Доход от предпринимательской деятельности суммируется по всем видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам. Принадлежность к малому и среднему бизнесу определяют по наибольшему показателю из трех. Категория предприятия изменится, если от указанных значений в течение трех календарных лет подряд будет отклоняться:

  • состав участников;
  • численность работников;
  • размер выручки от реализации товаров, работ и услуг.

Как подтвердить статус малого и среднего предприятия

Чтобы подтвердить свой статус малого и среднего предприятия, нужно попасть в Единый реестр малого и среднего предпринимательства и получить выписку из реестра.

Как попасть в реестр

Единый реестр малого и среднего предпринимательства ведет ФНС России. Чтобы попасть в него, никаких документов подавать не надо. Налоговая служба вносит сведения в реестр автоматически. Реестр формируют на основе сведений о доходах и среднесписочной численности сотрудников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации из госорганов. Если компании нет в реестре, то можно подать заявку , и ФНС внесет сведения вручную. Также можно поправить некорректные данные либо внести дополнительные сведения, чтобы заказчики получили полную информацию. Кроме того, можно сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства, контактах. Это можно сделать самостоятельно . Информацию в реестре обновляют один раз в год 10 августа по состоянию на 1 июля текущего года.

Как получить выписку из реестра

Для этого нужно зайти на сайт реестра и ввести ИНН, ОГРН, наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя. После этого можно скачать и распечатать выписку. В выписке из реестра уже есть усиленная электронная подпись. Такая выписка обладает юридической силой (п. 1, 3 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Местные налоговые инспекции не выдают справки о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства (письмо ФНС России от 8 августа 2017 г. № ГД-4-14/15554).









Государство в целях увеличения занятости населения идёт навстречу малому бизнесу путём снижения налоговой и административной нагрузки.

Рассматривая вариант открытия собственного дела, возникает вопрос, кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Законодательные основы

Субъектом малого бизнеса может быть коммерческое предприятие или индивидуальный предприниматель с основной целью - получение прибыли.

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, разделяют на несколько категорий:

  • ведение крестьянского, фермерского хозяйства;
  • сельскохозяйственные кооперативы;
  • производственные кооперативы;
  • хозяйственное партнёрство.

Формирования, не подпадающие под понятие малый бизнес:

  • муниципальные и государственные общества;
  • некоммерческие общества.

Статистика

На сегодняшний день в Реестре МП зарегистрировано более 257 тысяч тех организаций, какие относятся к субъектам малого предпринимательства, из них индивидуальных предпринимателей больше 30 тысяч.

Критерии, позволяющие расценивать предприятие как малое

Основные требования при отнесении бизнеса к категории малого - численность наемных работников и размер дохода.

Для малых предприятий среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 100 человек. Если речь идёт о микробизнесе, то сотрудников должно быть не более 15.

Максимальная сумма выручки за 1 год, без учета НДС, не может превышать 800 млн рублей, нижняя планка - 400 млн рублей. Если речь идет о микробизнесе, то выручка должна быть от 60 до 120 млн рублей.

Доля в уставном капитале малого предприятии других организаций, не подпадающих под это определение, не должна превышать 49%.

Для индивидуальных предпринимателей такие же критерии определения категории бизнеса. Если у ИП нет в штате сотрудников, то категория МП определяется только по размеру выручки. Предприниматели, которые выбрали патентную систему налогообложения, однозначно относят к категории малого предприятия.

Возникает логический вопрос - относятся ли ООО к субъектам малого предпринимательства? Да, относятся, если соответствуют вышеописанным критериям.

Когда утрачивается статус МП?

Даже если предприятие превысило граничный лимит по выручке или по количеству сотрудников, то статус малого предприятия еще не будет утрачен на протяжении 3 лет. К примеру, если лимит по выручке был превышен в 2015 года, то перейти на общую систему придется только в 2018 году.

Реестр субъектов

К субъектам малого предпринимательства относятся лица, внесенные в Единый реестр. Ознакомиться с данными можно на сайте налоговой службы. Все сведения попадают туда автоматические при регистрации предприятия и подаче налоговой отчетности. После внесения в реестр малые предприятия больше не обязаны подтверждать свой статус, как ранее, когда приходилось подавать финансовую отчетность и отчет по среднесписочному составу.

В свободном доступе можно узнать следующие сведения:

  • наименование и организационно-правовую форму предприятия;
  • категорию, то есть предприятие является малым, средним или микро;
  • КВЭД;
  • наличие лицензий.

Если вдруг нет информации, относится ли организация к субъектам малого предпринимательства, либо она не соответствует действительности, то такое лицо должно подать заявку оператору Реестра, чтобы данные были проверены и внесены соответствующие изменения.

При желании самого субъекта малого бизнеса в реестр могут вноситься другие сведения, к примеру, о выпускаемой продукции, сотрудничает ли предприятие с государственными органами и свои контактные данные.

Преимущества статуса МП

Для тех, кто относится к субъектам малого предпринимательства, предусмотрены определенные льготы. Государство, таким образом, пытается вывести из тени бизнес, снизить расходы на пособия по безработице, создать новые рабочие места, улучшить климат для развития инноваций. Естественно, что самый простой путь к достижению этих целей - это упрощение процедуры регистрации, снижение административного давления со стороны государственных органов и уменьшение налоговой нагрузки.

Преференции для МП:

  1. Льготное налогообложение. Это специальные режимы, ЕНВД, ПСН, УСН или ЕХСН. Местные власти имеют право на установление минимальных ставок. К примеру, если УСН на уровне государства установлен в размере 6%, то местные власти вправе снизить налог до 1%. Если индивидуальный предприниматель регистрируется впервые, то региональные власти могут освободить такое лицо от уплаты налогов на срок до 2 лет.
  2. Финансовые льготы. На уровне государства предусмотрены гранты и безвозмездные субсидии. Денежные средства могут выдаваться под частичное погашение по лизинговым договорам или на участие в выставочных мероприятиях. Программы действуют до 2020 года.
  3. Административные послабления. Такие преимущества в виде упрощённой системы ведения бухгалтерского учета и кассовой дисциплины. Предусматриваются надзорные каникулы, то его ограничивается количество и периодичность проверок. Существует и государственная квота в размере 15% от всех заказов, то есть в эти проценты попадают МП.

Для микропредприятий в этом году предусмотрены дополнительные льготы, такие лица могут отказаться от практики принятия локальных документов, к примеру, не нужно создавать правила внутреннего трудового распорядка или составлять графики сменности. Однако такие условия придется внести в трудовой договор с каждым сотрудником. Если бизнес утрачивает статус микропредприятия, то создать все локальные документы оно должно за 4 месяца.

Проверки

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся предприятия, к которым применяются сокращенные сроки проведения проверок. Каждый контролирующий орган не вправе проверять субъект МП более чем 50 часов в 12 месяцев. Для микропредприятий вообще минимальный срок - не более 15 часов в год.

Предприятия, которые попадают в категорию МП, имеют право на налоговые каникулы, которые действуют до конца 2018 года. Однако такие послабления действуют только в отношении плановых проверок. Если на предпринимателя поступила жалоба с информацией о нарушении законодательства, то к такому лицу придут проверяющие органы для уточнения полученных данных.

Ответственность

Не стоит забывать, что даже те, кто относится к субъектам малого предпринимательства, несут ответственность за свои неправомерные деяния. Если предприниматель или другое малое предприятие нарушит требования и условия, предусмотренные лицензией или разрешением на осуществление определенного вида деятельности, то последует следующая ответственность:

  • Вынесение предупреждения и наложение административного штрафа до 2 тыс. рублей. Эта мера предусмотрена для граждан.
  • Штраф для должностных лиц предусмотрен выше - до 4 тыс. рублей.
  • Для юридических лиц - до 40 тыс. рублей.

Более высокие штрафные санкции предусмотрены для тех случаев, когда нарушение можно считать грубым. Хотя законодательством не предусматриваются критерии определения грубого проступка. По сути, такие нарушения должны предусматриваться лицензионными правилами.

Также предусматриваются административные штрафы и для тех лиц, кто относится к субъектам малого предпринимательства, но осуществляет определенную деятельность без разрешительных документов. Размер наказания в этом случае меньше, но если такие деяния продолжаются и могут квалифицироваться как грубые, то это уже другой порядок цифр. К примеру, за отсутствующее разрешение на тот вид деятельности, который обязательно подлежит получению такого документа для предпринимателей предусматривает штраф до 20 тыс. рублей с приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Потенциал

Экономический спад не лучшим образом отразился на субъектах малого бизнеса, поэтому без поддержки со стороны государства количество рабочих мест будет только сокращаться, опять предприниматели будут уходить в «тень». Поэтому очень важно, чтобы законодатель не только декларировал помощь, а действительно помогал, субсидировал уплату процентов по кредитным договорам и давал большие объемы для МП при государственных закупках.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама