THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

Задачи:

  • Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла
  • Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
  • Развивать интерес к изучению народных промыслов
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? От теплого весеннего солнца у всех людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки.

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).

А кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)

А в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)

Беседа «История Хохломы»

Слайд № 1

Воспитатель : Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?

Слайд № 3

Сказ о "Хохломе"

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

Слайд № 4

В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Слайд № 5

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …

Дети хором: Хохлома.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе) .
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.

Слайд № 6

В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.

Алгоритм изготовления хохломских изделий:

  1. Вытачивание изделий на станке. Слайд № 7
  2. Покрывают тонким слоем глины.
  3. Протирают наждачной бумагой.
  4. Покрывают специальным составом для деревянных поверхностей (олифят).
  5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком. Слайд № 8
  6. Мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Слайд № 9
  7. Покрывают изделие специальным лаком. Под воздействием температуры лак желтеет, тогда и появляется этот восхитительный блеск. Слайд № 10, 11.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим. Слайд № 12,13, 14, 15.

Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава

Слайд № 16, 17

Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова Кудри» - вьющиеся волосы).

Слайд № 18,19

Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?

«Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника.

А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.) А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения Жар птиц, рыбок. Слайд № 20

Игра «Положи слово в шкатулочку»

Вопрос : Посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .

Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности) Ребята,

Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)

Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики). Дети рассматривают узоры на посуде

В современном мире люди используют хохломскую роспись для украшения различных изделий. Слайд № 21

Исследовательская деятельность.

Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть.

Вопросы:

  • Как называется предмет?
  • Из какого материала сделан предмет?
  • А какие узоры нарисованы на предмете?
  • Как вы думаете, для чего применяется этот предмет?

Игра «Укрась посуду»

На шаблон посуды дети выкладывают элементы хохломской росписи, украшают.

Воспитатель подводит итог :

  1. Какая красивая у вас посуда получилась! Как красиво украшена!
  2. Напомните мне, как же она называется?
  3. А какого цвета ваша посуда?
  4. Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить посуду?

Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)

Ирина Волкова
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе

Тема : «Золотая хохлома »

Задачи : Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью . Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки) . Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом) . Прививать интерес к народным промыслам.

Материалы и оборудование

Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью , образцы элементов хохломской росписи , бумажные заготовки посуды, акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, диск с русской - народной музыкой.

Ход занятия:

Сегодня утром мне принесли посылку, а я совсем про неё забыла, давайте откроем её…ой, что это (посуда расписанная хохломской росписью ) . Да тут еще конверт (в конверте письмо и заготовки посуды)

«Здравствуйте девченки и мальчишки! Пишут Вам торговцы с Нижегородской ярмарки». Скоро состоится ярмарка, а посуды не расписанной много осталось, помогите нам.»

Ну, что ребята поможем (ответы детей)

Давайте рассмотрим посылку внимательнее. Какая ребята роспись на посуде? (ответы)

Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета . Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой » .

Ребята, посмотрите, как расписана чаша. Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Мы с Вами уже пробовали рисовать завиток . Потом на ветке изобразить ягоды и листья (листья и ягоды лучше рисовать концом кисти ) .

Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными)

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии) .

Теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду (дети выбирают себе понравившуюся заготовку)

Но перед тем как рисовать , давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни :

(дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук) .

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .

Не сидится им опять (встряхивание кистями) .

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели .

Дети выполняют работу под русскую народную музыку. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет.

Подведение итогов.

Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы ребята. Несите свои работы, полюбуемся на вашу хохломскую посуду , а потом отправим ее на ярмарку.

Публикации по теме:

Цель: приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Задачи Образовательные: - продолжать знакомить с хохломской росписью, её колоритом,.

Конспект открытого занятия на тему:«Золотая Хохлома». Воспитатель: Сотникова Наталья Николаевна Реализация содержания программы в образовательных.

Конспект праздника-развлечения «Золотая Хохлома» Программное содержание. 1. Расширять представления у детей о народном промысле. Уточнять представления детей о хохломском искусстве 2. Учить.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая Хохлома» Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно.

Программное содержание: Образовательные: - Учить детей рисовать золотую рыбку. -Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую.

Тема: "Золотая хохлома". Программные задачи: Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской.

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №51» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

ольга ильиных

Тема: «Золотая хохлома». Роспись тарелочки хохломской росписью

Цели:

1 Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желания их изучать, чувство патриотизма;

2. Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи;

3. Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным,плавным движением;

4. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти;

5. Развивать чувство цвета ритма, умение передавать колорит хохломы.

Интеграция областей:

«Познание», «Художественная литература» «Труд», «Коммуникация»

Предварительная работа

1. Знакомство с историей возникновения хохломской росписи.

2. Чтение стихотворений о хохломе.

3. Рассматривание иллюстраций с хохломской росписью.

Материалы и оборудование

1. Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью.

2. Образцы элементов хохломской росписи.

3. Тарелочка из папье-маше.

4. Акварельные краски.

5. Кисточки для рисования.

6. Стаканчики для воды,салфетки.

ХОД:

Сегодня мы продолжим знакомиться с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде? Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т. е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

Показ презентации «Золотая хохлома».по ходу презентации дети читают стихи?

Хохлома Хохлома! Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая,Узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Вот Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

А вот поднос.

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не просты

Прогремели на весь мир

Дидактическая игра «Элементы росписи»

Сюрпризный момент:

Сегодня утром мне принесли посылку. я совсем про неё забыла. давайте откроем её…ой, что это (посуда расписанная хохломской росписью).Какая ребята роспись на посуде? (ответы)

Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.)а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства,давайте попробуем расписать эту удивительную посуду. А как называется наша тарелочка. сделанная из бумаги? (папье-маше)

Представьте, что мы с вами в мастерской, вы мастера, приступим к работе.

Физкультурная минутка

Раз и два! Раз и два! Трут ладони друг о друга

Начинается игра

Красим крылья и живот, Поглаживают ладонями рук

Красим грудочку и хвост живот, грудь, поясницу ноги, голову,

Красим спинку, красим ножки,

Гребешок покрась немножко

Вот какой стал петушок Ставят руки на пояс, горделиво

Ярко - красный гребешок. Выпрямляясь и делают несколько

поворотов влево и вправо.

Заключительная часть:

выставка детских работ.



Организация: МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек»

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.
  • на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.
  • уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды листья, травка).
  • совершенствовать умение рисовать концом кисти.

Развивающие задачи:

  • упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности (кайма, изогнутая веточка, листья, ягоды, завитки, «травка»), сочетая цвета, характерные для хохломской росписи (золотой, красный, черный и немного зеленого);
  • развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;
  • уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств.

Планируемые результаты: дети знают основные отличительные особенности хохломской росписи, этапы изготовления хохломской посуды; дети имеют представление об элементах хохломской росписи, последовательности составления растительного орнамента; дети умеют самостоятельно создавать композицию на заготовке определенной формы, передавая колорит и элементы хохломской росписи.

Оборудование: оборудование для показа презентации; запись мелодии русской народной мелодии, песни Ю. Тарана «Звезда России (Хохлома).

Демонстрационный материал: выставка предметов с хохломской росписью; образцы элементов хохломской росписи; презентация «Сказ о Хохломе».

Раздаточный материал:

  1. Гуашь желтого, зеленого, красного и черного цветов.
  2. Кисти № 6, 3, тычки разных размеров; баночки с водой.
  3. Трафареты посуды из бумаги желтого цвета; бумага для упражнений.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с русским народными художественными промыслами.
  2. Рассматривание иллюстраций и образцов изделий хохломской росписи.
  3. Продуктивная деятельность: рисование элементов хохломской росписи.

Ход занятия:

Дети входят в группу и встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. Молодцы! Теперь присаживайтесь поудобнее, давайте побеседуем.

Какое сейчас время года? (Зима). Правильно, а как называется первый месяц зимы? (Декабрь) Молодцы, а какие приметы зимы вы знаете? (…).

Гуляет русская зима,

Останови её попробуй,

Махнет рукой – бела земля.

Махнет другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома.

Морозит, устали не зная!

Гуляет русская зима,

Морозная не злая! (Зима. В. Пашов. )

На улице снег, ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше собирался народ на посиделки, зиму-зимушку позабавить, да о ремеслах поговорить. Закончились работы в полях и огородах, убрали урожай. Чем заняться долгими зимними вечерами? Такими вечерами готовились люди к весенней ярмарке: ткали скатерти и полотенца; шили одежду; украшали вышивкой рубахи и сарафаны; плели лапти; лепили из глины и вырезали из дерева посуду и игрушки; расписывали их небывалой красоты узорами. Свои готовые вещи складывали до весны в сундуки. А ни заглянуть ли и нам в этот чудесный сундучок?

Посмотрите, какая красота! (Выставляет на стол посуду с хохломской росписью).

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Ребята, что же это за посуда? (Посуда с хохломской росписью). Родиной хохломской посуды считается торговое село Хохлома, что под Нижним Новгородом, куда свозили мастера по весне свои изделия из соседних сел и деревень на ярмарку. А столицей промысла в наши дни является город Семенов.

Ребята так почему Хохлому называют золотой? Ответы детей (воспитатель: после обжига посуда становится золотистой).

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Молодцы, ребята!

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.

Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

Очень важный, из носика пар.

(руки на поясе, повороты туловища с «пружинкой» ).

А вокруг расписные чашки,

Нет посуды хохломской ярче.

(кружиться на поскоке, руки на поясе )

Рядом с ними золотые ложки,

На них «травка» - это древняя роспись.

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

Вот с малинками поднос, Он нам все это принес.

Он нам все это принес.

(взяться за руки, образовать большой круг)

Хохлома, да хохлома

Наше чудо – дивное! (кружатся на топающем шаге )

Мы рисуем хохлому (присесть )

Красоты невиданной! (встать, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку ).

Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.

У каждого из вас есть посуда, я предлагаю вам расписать ее своими, близкими сердцу узорами. Это будет настоящее творчество! Но для начала вспомним последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; сначала рисуем кайму толстой кистью в один прием слева-направо; затем - слегка изогнутую ветвь - криуль; на ней рисуем листочки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – украшаем ягодки и листики. Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, (сжимание-разжимание кулачков)

Их, как хочешь, поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (вращение кистями рук) .

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .

Не сидится им опять (сжимание-разжимание пальцев в «замке») .

Постучали, повертели, (по тексту)

Рисовать мы захотели. (встряхивание кистями)

Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет. Дети закончили рисовать.

Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю рассмотреть ваши работы. Дети рассматривают их, выделяют наиболее удачные.

Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!

Понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- С какими трудностями вы столкнулись?

Закирова Гульнара Мизфатовна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Цель : Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях .

Программное содержание :

Учить рисовать «завитки» . Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.

Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла .

Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;

Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Демонстрационный материал : готовые изделия хохломских мастеров , образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка) , лист бумаги для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой (криулем, образец вазы с хохломской росписью .

Раздаточный материал : готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков» .

Методические приемы :

1. Словесный- рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи .

2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью , раздаточный и демонстрационный материал.

3. Практический – работа детей за столами.

Словарная работа : «завиток» , криуль, растительность.

Интеграция с ОО :

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Ход занятия:

Воспитатель : Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро, дети!

Доброе утро, гости!

Воспитатель : Отгадайте загадку

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?.

Дети :Хохлома .

Воспитатель : Это загадка про хохломскую роспись . - Почему роспись назвали «Хохломской » , откуда она к нам пришла?

Воспитатель : Давным-давно зародилась эта роспись . Свое название она получила от названия села Хохлома , где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда , притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

Воспитатель : -Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров» .

Покружились, покружились и на ярмарке очутились.

(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)

Кукла : Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары !

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.

Воспитатель : - Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Воспитатель : Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий . Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором . Занимайте свои места в мастерской.

Воспитатель : -Но для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?.

Дети : На жёлтый, красный и чёрный фон.

Воспитатель : - Какие цвета используются при росписи ?

Дети.: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель : -Что является главным рисунком?

Дети : -Растительность.

Воспитатель :-Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать ?

Дети : «осочки» , «усики» , «капельки» , «ягодки» , «травинки» .

Воспитатель : - Поиграем в игру «Угадайка» . Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи , а вы назовите их правильно. Согласны?

Дети : Да.

Воспитатель : -На чем расположены все элементы?

Дети : На центральном стебле (криуль) .

Воспитатель : А теперь мы отдохнем. (физминутка)

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель : - Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток» .

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".

Воспитатель : Сначала начинаем рисовать концом кисти , делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих листочках (дети упражняются) .

Воспитатель : Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью .

Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

Дети : Сначало «ягоды» тычком, затем «осочки» , «усики» , «капельки» ,

«завиток» , «травка» .

Воспитатель : Устроим выставку - ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются. Какая работа больше понравилась? Почему? (высказывания детей)

Воспитатель : - С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки ?

Дети : хохломской .

Воспитатель : - Почему роспись назвали хохломской ?

Дети : свое название получила от села Хохлома .

Воспитатель : Какие элементы росписи вы знаете ?

Дети :: «осочки» , «усики» , «капельки» , «ягодки» , «травинки» , «завиток» . Воспитатель : Хочется сказать такие слова :

"Как волшебница жар - птица,

Чародейка, мастерица - золотая хохлома

Воспитатель : Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «Не каша кормит, а ложка» Программное содержание: 1. Развивать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.

Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «В лес по ягоды» Ход образовательной ситуации: На столе стоит хохломская посуда. Дети подходят и становятся полукругом. Воспитатель: Ребята, посмотрите какая.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Знакомство с элементом хохломской росписи «смородина» Программное содержание: - воспитывать эстетический художественный вкус детей, стремление овладевать навыками, приемами хохломской росписи;.

Доклад «Экспериментальные формы работы с детьми III г. о. по ознакомлению с хохломской росписью» Доклад на тему:«Экспериментальные формы работы с детьми III г. о., по ознакомлению хохломской росписи». Доклад подготовил: СарапуловаВ. С.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама