THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Слайд 1

гидросфера
гидросфера
Круговорот воды в природе. Части Мирового океана. Учитель географии: Кильдешова О. В.

Слайд 2

Цель урока: сформировать представление о составе гидросферы и значение Мирового круговорота воды в природе. Сформировать представление о частях Мирового океана. Оборудование: таблица «Мировой круговорот воды», карта океанов, физическая карта. Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Сообщение тему и цели урока.

Слайд 3

Давайте с вами вспомним какие оболочки Земли мы уже знаем? - Сегодня мы приступаем к изучению следующей оболочки «Гидросфера» т.е. другими словами это вода. Как мы уже знаем вода может находится в 3-х состояниях. - Вспомним в каких? (газообразном, жидком, твердом). - Итак что же такое гидросфера дадим определение: Гидросфера – это водная оболочка земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные воды и воды поверхности суши.

Слайд 4

Основная часть гидросферы - воды морей и океанов. Подземных вод и ледников в 26 раз меньше. Посмотрите на рисунок состав гидросферы, какой мы можем сделать вывод? Пресной воды на планете очень мало!

Слайд 5

Следовательно в состав гидросферы входят внутренние воды и океан. Запишите в тетрадь в виде схемы состав гидросферы: Состав гидросферы внутренние воды океан Докажем, что гидросфера – единая оболочка. Давайте вспомним и курса 5 класса как осуществляется «Круговорот воды в природе».

Слайд 6

Круговорот воды в природе

Слайд 7

Откройте атласы и найдите, где находится Мировой океан? На самом деле Моровой океан – это совокупность всех океанов. Дадим определение Мировому океану. Мировой океан – это непрерывная водная оболочка, окружающая материки и острова. Мировой океан покрывает почти ¾ поверхности Земли. Посмотрите в свои атласы и перечислите все океаны которые находятся на Земле: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океан.

Слайд 8

А теперь составим схему «Составные части Мирового океана»

Слайд 9

Дадим определения составным частям Мирового океана: Моря – это часть океана, более или менее отделенная от него участками суши или подводными поднятиями дна. Все моря имеют берега, исключением является одно в мире единственное море которое не имеет берегов - это Саргассово море, которое находится в Атлантическом океане.

Слайд 10

Саргассово Водоросли море Саргассы

Слайд 11

Следующее определение которое мы дадим это залив: Залив – это часть океана (или моря), вдающаяся в сушу, но имеющая свободный обмен воды с основной частью океана (моря). Самый большой и глубокий – Бенгальский залив. А теперь дадим определение - пролив
Пролив – это узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющие части Мирового океана. Самый широкий и самый глубокий пролив Дрейка.

Слайд 12

А теперь дадим определения что такое остров, полуостров и архипелаг. Острова – это небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой (Гренландия). Полуостров – участок суши, окружен с трех сторон водой (Аравийский).
Архипелаг – это группы островов. (Канадский Арктический архипелаг)

Слайд 13

Скажите, какая вода в океане на вкус? (соленая) Правильно горько-соленая.
А как вы думаете почему? (потому что в воде растворены соли). Итак что такое соленость? Дадим определение: Соленость - это количество солей в граммах, растворенных в 1 литре (кг) воды. Соленость измеряется в промилле ‰. Средняя соленость океанических вод 35‰. Соленость в морях и океанах разная. Самое соленое море Красное соленость составляет 42‰.

Слайд 1

ГИДРОСФЕРА ЗЕМЛИ

Выполнил: учащийся 134 группы Проффесионального лицея №9 Трембак Владимир Преподаватель географии Валдаева Л.О.

Слайд 2

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете. Антуан де Сент – Экзюпери

Слайд 3

ГИДРОСФЕРА

(от гидро... и сфера) - совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников и снежного покрова. Часто под гидросферой подразумевают только океаны и моря.

Слайд 4

Слайд 5

Первая предполагает:

Вода на Земле выделилась из её недр в процессе остывания планеты на ранних стадиях её формирования - несколько миллиардов лет назад. Подтверждением её служит то, что вода действительно содержится в мантии и продолжает выделяться на поверхность при извержении вулканов в виде пара

Слайд 6

Другая гипотеза

Наоборот утверждает, что вода была принесена на Землю из космоса, падающими на её поверхность кометами, которые действительно состоят изо льда.

Слайд 7

Слайд 9

На всех остальных планетах либо слишком холодно, либо слишком жарко для этого. Хотя, есть предположения, что жидкая вода может образовываться изо льда в приэкваториальных областях Марса, где температура поднимается до плюсовых отметок, а также водный океан может находиться под ледяным панцирем Европы - одного из спутников Юпитера, однако однозначных подтверждений этому пока обнаружено не было. Хотя, это не значит, что жидкая оболочка планеты есть только на Земле.

Слайд 10

Слайд 11

вода покрывает более 70% поверхности земного шара, а средняя глубина Мирового океана около 4 км. Гидросферу на 96% составляют воды Мирового океана, в которых растворены соли (в среднем 3,5‰), а также ряд газов. Верхний слой океана содержит 140 триллион тонн углекислого газа, а растворенного кислорода - 8 трлн. тонн.

Слайд 12

Объем гидросферы громаден

1370 млн. куб. км, что составляет 1/800 объема планеты Земля. Этот объем распределяется следующим образом: - мировой океан - 1120 млн. куб. км; - толща земной коры - 200 млн. куб. км; - материковые ледники и ледники приполярных областей - 30 млн. куб. км; - реки, озера и болота - 4 млн. куб. км; - атмосфера - 12 тыс. куб. км. Количество воды в гидросфере практически постоянно.

Слайд 13

Слайд 15

Мировой Океан объединяет 4 крупнейших океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, общей площадью 361 млн. км², и все моря - части океанов, вдающиеся в сушу и отделенные от нее островами, полуостровами или подводными хребтами. Средняя глубина Мирового Океана 3704 м, наибольшая 11022 м (Марианская впадина). Дно морей и океанов имеет сложный, хотя и менее расчлененный, нежели суша, рельеф.

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Рельеф Южного океана

Расположение: южное полушарие, граница океана условно проходит от 35° ю.ш. до 60° ю.ш. Площадь: 20327 тыс.км. Средняя глубина: 3500 м. Наибольшая глубина: Южно-Сандвичев желоб – 7235 м. Обитатели: криль, губки, иглокожие, 28 семейств и 203 вида донных и придонных рыб, буревестники, поморники, пингвины, киты, тюлени. Течение: Антарктическое циркумполярное (течение западных ветров)

Южный океан, акватория, окружающая Антарктиду; южная часть трех океанов: Тихого, Атлантического и Индийского. Сильные ветры гонят поверхностные воды на восток, образуя течение Западных Ветров, или Антарктическое циркумполярное течение, - единственное, в мире, опоясывающее Землю и нигде не прерываемое сушей течение. Вокруг Антарктиды, особенно над континентальным шельфом моря Уэдделла, формируется холодная и плотная водная масса (Донная Антарктическая вода). Летом множество айсбергов откалываются от континентального ледового покрова и дрейфуют до 55° ю.ш. и даже еще севернее. Предполагается, что континентальный шельф Антарктиды богат нефтью. Главный ресурс в настоящее время - большие запасы криля (планктоновые ракообразные), добыча которого возрастает.

Слайд 21

Экологическое состояние мирового океана

Специалисты из Стэндфордского университета недавно опубликовали тревожные данные. Многие годы ученые оценивали способность Мирового океана впитывать углекислый газ как положительную. Поглощая треть атмосферного СО2, он существенно сдерживал наступление глобального потепления. Однако, спасая планету от климатических изменений, Мировой океан ежегодно впитывает все больше парниковых газов и тем самым, как выяснилось, существенно меняет собственную среду.

По оценкам исследователей Управления океаническими и атмосферными исследованиями США, за последние два столетия кислотность Мирового океана возросла на треть. Например, под влиянием углекислого газа кораллы не только замедляют рост, но и постепенно разрушаются. СО2, попадая в воду, буквально съедает их. Вредному воздействию подвергаются также моллюски и планктон.

Профессор Университета города Майами Кристофер Лэнгдон установил, что углекислота растворяет их раковины и панцири. А исчезновение этих организмов, в свою очередь, поставит на грань выживания лососевых, макрели и китов. От разрушения морских цепочек питания пострадают и люди.

Слайд 22

Морская вода представляет собой раствор 44 химических соединений: поваренной соли NaCl, магниевой соли MgCl, газов СO2, О2, N2 и т. д. Средняя соленость воды 3,5 ‰. Температура зависит от широты, местности, течений, времени года и т. д., изменяясь от -2ºС до 35ºС; на глубине 350 м она постоянна в течение года; на глубине свыше 3 км почти повсюду равна 2-3 Сº. Неизменность солевого состава воды на больших глубинах свидетельствует о постоянном перемешивании всех вод Мирового Океана.

Слайд 23

ЗАПОМНИ!!!

Средняя соленость Мирового океана составляет 15 ‰ Температура поверхностных вод в океане понижается от экватора к полюсам

Слайд 24

1. Какой океан является самым большим по площади и самым глубоким? 2. Какова максимальная глубина океана? 3. Назовите самый мелкий океан?

Мухина Дарья Валерьевна

Проектная работа по географии на тему:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Починокинельская средняя общеобразовательная школа»

Проектная работа по географии на тему:

«Загрязнение гидросферы моющими средствами»

Работу выполнила ученица 11 класса

МБОУ «Починокинельская СОШ»

Комсомольского района ЧР

Мухина Дарья Валерьевна

Руководитель: учитель географии

Краснова Светлана Владимировна

Д. Починок Инели

2015 г.

Введение стр. 2

I. Синтетические моющие средства стр. 3-5

  1. Вред моющих средств органическому миру стр. 3
  2. Влияние детергентов на жизнь человека стр. 4
  3. Очистка бытовых сточных вод стр. 4-5

II. Практическая часть - эксперимент стр. 5-8

Заключение стр. 9

Список использованной литературы стр. 10

Приложения: стр. 11

1. Диаграмма 1 стр. 11

2. Диаграмма 2 стр. 11

Введение

Просмотрев материалы в Интернете, на уроках географии я узнала, что существует проблема загрязнения гидросферы. Тема актуальна потому, что каждый человек причастен к загрязнению гидросферы. Мне хотелось остановиться на моющих средствах, так как они приносят не меньший вред воде. Каждый человек моет руки, посуду, одежду, убирает квартиру моющими средствами, поэтому я решила доказать на примере своей семьи, и своего региона, что даже малая доля людей, не задумываясь насколько это вредно, тратит огромное количество моющих средств в сутки.

Тема моей исследовательской работы называется «Загрязнение гидросферы моющими средствами».

Цель: доказать насколько огромны масштабы загрязнения гидросферы моющими средствами, влияющими на органический мир и состав воды.

Задачи:

  1. Изучить литературу, материалы СМИ, собрать и проанализировать статистические данные по теме.
  2. Провести ряд экспериментов, доказывающих объемы загрязнения рек моющими средствами.
  3. Провести ряд опросов по выявлению отношения окружающих к использованию моющих средств.

В своей работе я использую методы: опроса, анализа статистических данных и СМИ, эксперимента с подсчетом результатов использования объема моющих средств в моей семье и примерным подсчетом использования жителями Татарстана, а так же объемы слива в воды рек данной территории.

  1. Синтетические моющие средства

Я изучила литературу, материалы СМИ, собрала и проанализировала статистические данные по теме и нашла ответы на некоторые вопросы:

Когда и кто изобрел моющие средства?

Первое мыло, самое простое моющее средство, было получено на Ближнем Востоке более 5 000 лет назад. Вначале его использовали для стирки и обработки ран. И только с I века н.э. человек стал использовать мыло в целях личной гигиены. А вот первое синтетическое моющее средство появилось только в 1916 году, изобретателем которого является немецкий химик Фриц Понтер, оно предназначалось для промышленного использования. Бытовые синтетические моющие средства стали выпускать в 1935 году. С тех пор был разработан целый ряд синтетических моющих средств узкого назначения, а их производство стало важной отраслью химической промышленности.

Что такое синтетические моющие средства и как они работают?

Согласно Большой советской энциклопедии синтетические моющие средства – это «вещества или смеси веществ, применяемые в водных растворах для очистки (отмывки) поверхности твердых тел от загрязнений». Другое название синтетических моющих средств - детергенты. Детергенты состоят из двух частей . Одна часть растворяется в масле , а вторая часть – растворяется в воде . Грязь, которую нужно отмывать с помощью детергентов, не растворяется в воде. Например, жир или масло. Следовательно, синтетические моющие средства – это вещества, которые с помощью своего двойного строения позволяют растворять в воде то, что вода растворить не может.

1. Вред моющих средств органическому миру.

Вот вы купили средство для мытья посуды. Воспользовались этим средством при мытье посуды. Вся вода после мыться ушла в канализацию. А дальше? А дальше она попадает в реки, озера, подземные воды. Основными жертвами прогрессирующей химической индустрии, становятся рыба, планктон, и прочая водная живность. Для обитателей водного мира СМС очень вредны, особенно для животных, которые дышат жабрами. Почему страдают именно они? Потому что СМС прилипают к жабрам, вода начинает прилипать к СМС, в жабры льётся вода, и рыбы захлёбываются. И умирают. Или (если детергентов не очень много), просто растут больными и хилыми. Другими словами: в обычном состоянии, хоть вода и попадает в жабры, но она не касается их, поскольку они покрыты отталкивающим воду веществом – специальным жиром. А поскольку моющие средства растворяют жир, то рыба не может пользоваться жабрами

  1. Влияние детергентов на жизнь человека.

Попадание синтетических моющих средств в организм человека с водой всё же возможно. В первую очередь это происходит, когда человек ест или пьёт из плохо отмытой от детергентов посуды. Другой путь попадания синтетических моющих средств – во время купания. Он наиболее част для детей. К чему все это может привести? Как известно, в человеческом желудке, постоянно присутствует соляная кислота, которая расщепляет пищевой белок. Желудок изнутри покрыт слизистой оболочкой, которая выполняет защитную роль от вредного воздействия соляной кислоты. Слизистая оболочка имеет жировую основу. Если в организм человека, то есть в желудок, попадает СМС с недомытой тарелки, то защитная оболочка вокруг стенок желудка становится тоньше. Особенно, если организм человека ослаблен, например, стрессом, отсутствием витаминов , то СМС даже в мизерных количествах, могут привести к язве желудка, к передозировке желчи, нарушению работы желчного пузыря и прочим серьезным болезням.

Итак, моющие средства наносят колоссальный вред составу воды и органическому миру. Вода из кухонь, туалетных комнат, душевых, бань, прачечных, столовых, больниц, бытовых помещений, промышленных предприятий – все это бытовые сточные воды. Производство и широкое применение синтетических поверхностно-активных веществ, особенно в составе моющих средств, обусловило поступление их со сточными водами во многие водоемы, в том числе источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. В тяжелом экологическом положении находится Волга – крупнейшая река Европы. В её бассейне живет более 60 млн. человек, производится более 30% промышленной и сельскохозяйственной продукции нашей страны. Сокращение водообмена и одновременное увеличение объема сточных вод создали тяжелую гидрохимическую обстановку. Возникла угроза гибели экосистем в дельте Волги. У 100% выловленных рыб выявлены серьезные генетические аномалии.

3. Очистка бытовых сточных вод.

Канализация – комплекс инженерных сооружений и санитарных мероприятий, обеспечивающих сбор и удаление за пределы населенных мест и промышленных предприятий загрязненных сточных вод, их очистку, обезвреживание и обеззараживание. Городами и другими населенными пунктами сбрасывается через системы канализации 22 млрд. м 3 сточных вод в год. Из них 70% проходит через очистные сооружения, в том числе 94% - сооружения полной биологической очистки.

Через коммунальные системы канализации в поверхностные водные объекты ежегодно сбрасывается 13,3 млрд. м 3 сточных вод, из которых 8% проходит через очистные сооружения, а остальные 92% сбрасываются загрязненными. Большинство очистных сооружений перегружено, а почти половина требует реконструкции.

Для обеззараживания сточных вод дозу хлора подбирают так, чтобы содержание кишечных палочек в воде, сбрасываемой в водоем, не превышало 1000 в 1 литре, а уровень осадочного хлора составлял не менее 1,5 мг/л при 30-минутном контакте или 1мг/
л при 60-минутном контакте. Обеззараживание проводят жидким хлором, хлорной известью или гипохлоритом натрия, получаемых на месте в электролизерах. Хлорное хозяйство очистных канализационных сооружений должно позволять увеличивать расчетную дозу хлора в 1,5 раза. Однако, население очень часто пользуется хлорсодержащими средствами для очищения помещений, что неизбежно может нанести колоссальный вред при стоке вод.

II. Практическая часть - эксперимент

Я живу в Республике Татарстан. А учусь я в соседней Чувашии. И Чувашская, и Татарская Республики расположены в бассейне Волги.

Для того, чтобы доказать насколько в действительности проблему загрязнения Волги создают сами жители данного региона, я решила провести несколько исследований, одним из которых был эксперимент: «Потребление моющих средств моей семьей».

Для того, чтобы доказать какое огромное количество моющих средств тратит человечество, для начала я выяснила, сколько моющих средств потребляет моя семья и подсчитала результаты (таблица 1).

В моей семье шесть человек. Я начала свое исследование с подсчета потребления каждого моющего средства сначала за неделю, потом за месяц, год и 10 лет.

В быту используются незаменимые вещи в личной гигиене – это мыло, шампуни, бальзамы, зубная паста и всякие другие средства. Так как в семье нас шестеро, то потребление средств личной гигиены высокое: за неделю мы тратим примерно 180 мл всех средств гигиены, за месяц 2,2 литра, за год примерно 26,4 литра, а за 10 лет целых 264 литра.

Мы используем стиральный порошок «Persil» и стираем примерно 3 раза в неделю. После подсчета я определила, что за неделю мы тратим около 250 г, за месяц 1 кг, за год – 12 кг и за 10 лет – 120 кг.

Средство для мытья посуды мы используем в основном «AOS». Посуду мы моем в ручную, обычно в деревнях не пользуются посудомоечной машиной. За месяц употребляем примерно 500 г, 6 литров – за год и, соответственно, 60 литров за 10 лет.

Чистящие средства и хлорсодержащие средства мы используем не так часто как остальные моющие средства: за неделю – 130 г, за месяц – 520 г, за год – примерно 6,5 кг, за 10 лет – 65 кг; даже из этого подсчета видно какое огромное количество чистящих и хлорсодержащих средств мы тратим.

Из результатов, полученных в ходе исследования, я смогла сделать вывод, что моя семья в сумме использует примерно 2 кг и 720 мл всех моющих средств за месяц; 24 кг и 8 литров 700 мл – за один год; 240 кг и 87 л – за 10 лет (таблица 1).

Таблица 1. Потребление моющих средств моей семьей

Моющие средства

Потребление

Неделя

Месяц

Год

10 лет

Стиральный порошок «Persil»

250 г

1 кг

12 кг

120 кг

Мыло (жидкое) «Бархатные ручки»

30 мл

120 мл

1,5 л

15 л

Средство для мытья посуды «АОS»

125 г

500 г

6 кг

60 кг

Шампунь + бальзам «Timotei»

62,5 мл

250 мл

3 л

30 л

Гель для личной гигиены

62,5 мл

250 мл

3 л

30 л

Зубная паста «Colgate»

25 мл

100 мл

1,2 л

12 л

Чистящие средства

80 г

320 г

4 кг

40 кг

50 г

200 г

2,5 кг

25 кг

Всего

500 г; 180 мл

2 кг; 720 мл

24 кг; 8 л 700 мл

240 кг; 87 л

Увидев, в каком количестве моя семья загрязняет, в первую очередь, реку Кубня, затем Свиягу и Волгу, мне захотелось выяснить, какое количество отходов моющих средств выбрасывается жителями моей улицы и деревни.

По первому вопросу: «Пользуетесь ли вы моющими средствами?» все единогласно сказали: «Да» (приложение 1).

По второму вопросу: «Как часто вы используете моющие средства?» все единогласно ответили: «Каждый день» (приложение 2).

По третьему вопросу: «Как часто вы стираете?» я получила следующий результат (диаграмма 3):

12 оппонентов из 27 ответили, что стирают около 3 раз в неделю;

3 оппонента стирают чаще 3 раз в неделю (4 раза);

9 оппонентов ответили, что стирают два раза в неделю:

3 оппонента ответили, что стирают раз в неделю.

Диаграмма 3 (опрос)

В среднем получается: стирают 3 раза в неделю. Исходя из того, что в нашей семье в среднем на одного человека в год расходуется 4 кг и 1 л 450 мл чистящих средств, я вычислила, сколько моющих средств примерно используют жители моей улицы:

В месяц 26 кг и 10 литров моющих средств;

В год 312 кг и 113л моющих средств. 7

Мне стало интересно, сколько средств используют жители моей деревни – Большое Тябердино. Так как численность населения деревни составляет 571 человек, то она за год потребляет почти 2300 кг и 830 литров моющих средств. Мне захотелось узнать, во сколько раз увеличатся эти цифры, если подсчитать, какое количество моющих средств использует население Кайбицкого района, в состав которого входит мой населенный пункт и население Татарстана в целом. Результат, конечно, ужасающий: район расходует почти 70 тонн и 22 тыс. литров, а республика, в целом, 15 млн. кг или 15 тыс. тонн и 5,5 млн. литров чистящих средств (таблица 2).

Таблица 2. Потребление моющих средств за год

А если учесть и то, что горожане пользуются и посудомоечными машинами и, вообще, на мой взгляд, городское население использует больше средств гигиены и, конечно же, различных моющих и чистящих средств.

В итоге из опроса я выяснила, что люди даже не задумываются о проблемах загрязнения гидросферы моющими средствами. Поэтому возникает вопрос и не решенная проблема работы очистных сооружений. Я не уверена, что очистные сооружения могут в полной мере справиться с таким количеством химических выбросов, тем более большая их часть относится к категории устаревших. А в деревнях и не приходится говорить об очистных сооружениях по той простой причине отсутствия канализаций. Здесь все, что стекает с домов, беспрепятственно поступает в подземные воды и в конечном счете в реки. Можем ли мы быть уверены, что не употребляем эту воду затем в пищу.

Заключение

Итак, в результате проведенного мной эксперимента была доказана одна из причин загрязнения рек, в частности Волги. Душа разрывается от масштабов загрязнения, зная, что в бассейне Волги проживает более 60 млн. человек. Расход моющих и чистящих средств одного лишь Татарстана составляет в год 15 тыс. тонн и 5,5 млн. литров, при том, что численность населения республики - 3786488 человек. В связи с тем, что миллионы килограмм остатков моющих средств выбрасывается вместе с водой в реки и сточные воды, можно сделать вывод: какой колоссальный вред наносим мы внутренним водам, которыми в последствии пользуемся. Я понимаю, что одна не могу решить эту проблемы, но могу призвать людей к рациональному использованию моющих средств. Думаю, если я представлю результаты исследований, например, в школе, где учусь, то, возможно, люди задумаются и будут разумно использовать моющие средства.

Список использованной литературы

1. Материалы СМИ:

Http://www.tatstat.ru/

2. Большая советская энциклопедия

Приложения

Приложение 1.

Диаграмма 1 (опрос).

Приложение 2.

Диаграмма 2 (опрос).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Гидросфера География. 6 класс. УМК Т.Н.Герасимова Мухина М.В., учитель географии МОУ СОШ № 80 г. Ярославль

2 слайд

Описание слайда:

Обучающие: -сформировать понятие гидросфера -сформировать знания о составе гидросферы, ее частях -сформировать знания о круговороте воды в природе Развивающие: -продолжить развитие навыков сравнения, анализа, обобщения, логического мышления, умений работать с картами Воспитательные: -способствовать формированию бережного отношения к природе -способствовать формированию толерантности, экологической культуры, воспитанию патриотизма

3 слайд

Описание слайда:

Этап 1: разгадайте кроссворд с помощью инструмента перо (мотивация к работе, определение темы урока): 1. Полезное ископаемое осадочного происхождения; 2. Многолетний режим погоды; 3. Наиболее распространенное вещество на Земле; 4. Движение воздуха вдоль поверхности Земли; 5. Верхний плодородный слой земли; 6. Воздушная оболочка Земли; 7. Совокупность неровностей земной поверхности; 8.Чаша Земли, заполненная водой; 9. Впадина, заполненная водой; 10. Состояние тропосферы в данное время в данном месте. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

4 слайд

Описание слайда:

Разгадайте кроссворд с помощью инструмента перо: 1. Полезное ископаемое осадочного происхождения; 2. Многолетний режим погоды; 3. Наиболее распространенное вещество на Земле; 4. Движение воздуха вдоль поверхности Земли; 5. Верхний плодородный слой земли; 6. Воздушная оболочка Земли; 7. Совокупность неровностей земной поверхности; 8.Чаша Земли, заполненная водой; 9. Впадина, заполненная водой; 10. Состояние тропосферы в данное время в данном месте 1.у г о л ь 2.к л и м а т 3.в о д а 4.в е т е р 5.п о ч в а 6.а т м о с ф е р а 7.р е л ь е ф 8.о к е а н 9.о з е р о 10.п о г о д а

5 слайд

Описание слайда:

Этап 2:соотношение площади суши и воды (задание на определение соотношения и развитие умения сравнивать):

6 слайд

Описание слайда:

Заполните схему «Состав гидросферы» с помощью приема перемещения объектов(задание на получение новых знаний) Воды Мирового океана Воды суши Воды атмосферы залив воды океана ледники водяной пар пролив подземные воды реки озера моря болота

7 слайд

Описание слайда:

Заполните схему «Состав гидросферы» с помощью приема перемещения объектов Воды Мирового океана Воды суши Воды атмосферы залив воды океана ледники водяной пар пролив подземные воды реки озера моря болота

8 слайд

Описание слайда:

Расположите части гидросферы в порядке увеличения их объема с помощью приема перемещения объектов (задание на развитие умения анализировать, сравнивать, развитие логического мышления) Подземные воды Поверхностные воды суши Льды и снега Моря и океаны 1. Поверхностные воды суши – 0.02% 2. Подземные воды – 2% 3. Льды и снега – 2% 4. Моря и океаны – 96%

9 слайд

Описание слайда:

Расположите части гидросферы в порядке увеличения их объема с помощью приема перемещения объектов 1. Поверхностные воды суши – 0.02% 2. Подземные воды – 2% 3. Льды и снега – 2% 4. Моря и океаны – 96%

10 слайд

Описание слайда:

Заполните схему «Вода», используя инструмент перо (задание на повторение и обобщение знаний, которые используются при составлении цикла круговорота воды): Агрегатное состояние воды Химическое состояние воды

11 слайд

Описание слайда:

Заполните схему «Вода», используя инструмент перо: Агрегатное состояние воды Химическое состояние воды жидкая твердая газообразная пресная соленая

12 слайд

Описание слайда:

О каком явлении идет речь? (задание для мотивации обучающихся по изучению круговорота воды в природе как важного условия связи оболочек Земли) Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо. И, путешествуя облаком пара, Воды из Волги текут в Ниагару. Волги вода и в Байкале, и в Ниле. И в Танганьике, и в нашей квартире. Значит, должны понимать это все мы: Реки – часть водной единой системы. Но, чтоб не быть с географией в споре, Волга впадает в Каспийское море. И.Якимов Круговорот воды в природе

13 слайд

Описание слайда:

О каком явлении идет речь? Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо. И, путешествуя облаком пара, Воды из Волги текут в Ниагару. Волги вода и в Байкале, и в Ниле. И в Танганьике, и в нашей квартире. Значит, должны понимать это все мы: Реки – часть водной единой системы. Но, чтоб не быть с географией в споре, Волга впадает в Каспийское море. И.Якимов Круговорот воды в природе

14 слайд

Описание слайда:

Круговорот воды в природе(демонстрация с целью визуализации и получения новых знаний)

15 слайд

Описание слайда:

Создайте циклическую модель «Круговорот воды в природе», перемещая объекты и соединяя их стрелками (задание на обобщение имеющихся знаний и на развитие умения конструирования):

16 слайд

Описание слайда:

Создайте циклическую модель «Круговорот воды в природе», перемещая объекты и соединяя их стрелками:

17 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между частями океана и их определением с помощью инструмента линия (задание на обобщение имеющихся знаний, на развитие умения сравнивать и анализировать): Остров - … Архипелаг - … Полуостров - … Залив - … Пролив - … Море - … группа островов; часть океана, вдающаяся в сушу; участок суши со всех сторон окруженный водой; узкий водоем, соединяющий другие водоемы или разделяющий участки суши; участок суши с трех сторон окруженный водой; часть океана, отличающаяся от него свойствами воды.

18 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между частями океана и их определением с помощью инструмента линия: Остров - … Архипелаг - … Полуостров - … Залив - … Пролив - … Море - … группа островов; часть океана, вдающаяся в сушу; участок суши со всех сторон окруженный водой; узкий водоем, соединяющий другие водоемы или разделяющий участки суши; участок суши с трех сторон окруженный водой; часть океана, отличающаяся от него свойствами воды.

19 слайд

Описание слайда:

Определите, какая часть Мирового океана соответствует каждой из цифр (задание на развитие логического мышления) 1. полуостров 2.3алив или море 3. залив 4.полуостров 5. остров 6. архипелаг

20 слайд

Описание слайда:

Определите, какая часть Мирового океана соответствует каждой из цифр 1. полуостров 2.3алив или море 3. залив 4.полуостров 5. остров 6. архипелаг

21 слайд

Описание слайда:

Этап 3: заполните пропуски в тексте с помощью приема перемещения объектов (задание на закрепление изученного материала): Водная оболочка Земли называется …….. Главную часть в строении гидросферы занимают воды ………. . Вода на Земле занимает …… % площади поверхности Земли. Все оболочки Земли связаны между собой …… воды в природе. Круговорот воды начинается с …… , затем вода в виде пара поднимается и образует ………. Далее в виде …….. она выпадает на сушу и через реки вновь впадает в океан. круговорот гидросфера 96 Мировой океан облако осадки 71 океан

22 слайд

Гидросфера – водная оболочка нашей планеты, включает в себя всю воду, химически не связанную, независимо от ее состояния (жидкую, газообразную, твердую). Гидросфера является одной из геосфер, располагающейся между атмосферой и литосферой. Эта прерывистая оболочка включает все океаны, моря, континентальные пресные и соленые водоемы, ледяные массивы, атмосферную воду и воду в живых существах.

Примерно 70% поверхности Земли покрыты гидросферой. Ее объем около 1400 млн. кубометров, что составляет 1/800 объема всей планеты. 98% вод гидросферы – Мировой океан, 1,6 % заключено в материковых льдах, остальная часть гидросферы приходится на долю пресных рек, озер, подземных вод. Таким образом, гидросфера делится на Мировой океан, подземные воды и континентальные воды, причем каждая группа, в свою очередь, включает подгруппы более низких уровней. Так, в атмосфере вода находится в стратосфере и тропосфере, на земной поверхности выделяют воды океанов, морей, рек, озер, ледников, в литосфере – воды осадочного чехла, фундамента.

Несмотря на то, что основная масса воды сосредоточена в океанах и морях, а на долю поверхностных вод приходится лишь малая часть гидросферы (0,3%), именно они играют главную роль в существовании биосферы Земли. Поверхностные воды – это основной источник водоснабжения, обводнения и орошения. В зоне водообмена пресные подземные воды быстро обновляются в ходе общего круговорота воды, поэтому при рациональной эксплуатации можно использовать их неограниченно долгий срок.

В процессе развития молодой Земли гидросфера формировалась при становлении литосферы, которая за геологическую историю нашей планеты выделила огромное количество водяного пара и подземных магматических вод. Гидросфера образовалась в ходе длительной эволюции Земли и дифференциации ее структурных компонентов. В гидросфере впервые на Земле зародилась жизнь. Позднее в начале палеозойской эры состоялся выход живых организмов на сушу, и началось постепенное расселение их на континентах. Жизнь без воды невозможна. В тканях всех живых организмов содержится до 70-80% воды.

Воды гидросферы постоянно взаимодействуют с атмосферой, земной корой литосферы и биосферой. На границе между гидросферой и литосферой формируются практически все осадочные горные породы, которые составляют осадочный слой земной коры. Гидросферу можно рассматривать как часть биосферы, так как она полностью заселена живыми организмами, которые, в свою очередь, оказывают влияние на состав гидросферы. Взаимодействие вод гидросферы, переход воды из одного состояния в другое проявляется как сложный круговорот воды в природе. Все виды круговорота воды различных объемов представляют собой единый гидрологический цикл, в ходе которого осуществляется возобновление всех типов вод. Гидросфера является незамкнутой системой, воды которой тесно взаимосвязаны, что обусловливает единство гидросферы как природной системы и взаимовлияние гидросферы и других геосфер.

Похожие материалы:

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама