THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Появление ISO 14000 — серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях — называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив.

ЧТО ТАКОЕ ISO 14000

Стандарты серии ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентированы не на количественные параметры (объем выбросов, концентрация веществ и т.п.) и не на выполнения требования использовать «наилучшую доступную технологию». Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента — environmental management system, EMS. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии — ISO 14001 — не содержит никаких абсолютных требований к воздействию организации на окружающую среду, однако, организация в специальном документе обязывается соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции, (например, концепция «глобального управления качеством» — total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000), на соответствие с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты и опубликованы в конце 1996 года.

Система стандартов должна обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

  1. Организационный — через улучшение экологического «поведения» корпораций.
  2. Национальный — через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.
  3. Международный — через улучшение условий международной торговли.

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ISO 14000

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

  • принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);
  • инструменты экологического контроля и оценки;
  • стандарты, ориентированные на продукцию.

В трех названных областях разработаны и разрабатываются следующие документы:

Принципы экологического менеджмента

Принят

ISO 14001

Системы экологического менеджмента (EMS) — спецификации и руководство по использованию

+

ISO 14004

EMS — Общие руководство по принципам, системам и методам

+

ISO 14014

Руководство по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента

Инструменты экологического контроля и оценки

ISO 14010

Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы экологического аудита

+

ISO 14011/1

Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита — Аудит систем экологического менеджмента

+

ISO 14012

Руководство по экологическому аудиту — Критерии квалификации экологических аудиторов

+

ISO 14031

Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации

Стандарты, ориентированные на продукцию

ISO 14020 (Серия документов)

Принципы экологической маркировки продукции

ISO 14040 (Серия документов)

Методология «оценки жизненного цикла» — оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла

ISO 14050

Глоссарий

+

ISO 14060

Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА — Environmental Management Systems

Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные — например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию “оценки жизненного цикла”, которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику — специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другого вида (например, отраслевые кодексы).

3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными . Они должны быть основаны на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженности предотвращению загрязнений»), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента . Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала , а также по подготовке к нештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к постоянному улучшению системы. Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл “план — осуществление — проверка — пересмотр плана”.

10. Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

ДЛЯ ЧЕГО СТАНДАРТЫ ISO 14000 НУЖНЫ ПРЕДПРИЯТИЯМ

Стандарты ISO 14000 являются “добровольными”. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

Стандарты могут использоваться и для внешних нужд — чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство “третьей стороны” о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация, по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • желание завоевать рынки “зеленых” продуктов;
  • улучшение системы управления предприятием;
  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность “двойной” сертификации для уменьшения общей стоимости.

СИТУАЦИЯ В РОССИИ

Система экологического менеджмента - часть всей системы менеджмента организации, призванная помочь организации сформулировать экологическую политику. В нашей стране сертификату по стандарту серии ISO 14000 соответствует ГОСТ Р ИСО 14001 - 2007.

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг, зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

  • популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
  • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
  • подготовка специалистов-аудиторов;
  • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
  • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага — официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Внедрение системы экологического менеджмента улучшает экологическую обстановку путем перехода от ликвидации последствий нештатных ситуаций к их предупреждению. Таким образом, сертификат по стандарту ISO 14000 улучшает экономические показатели за счет сокращения финансовых затрат на выплату штрафных санкций. Также ISO 14000 помогает организации проводить мониторинг и внедрять процедуры измерений , которые позволяют отслеживать прямые или косвенные воздействия на окружающую среду.

ПРОБЛЕМЫ ISO 14000

Если компании, работающие в области экологического аудита и консалтинга единодушно приветствовали принятие стандартов ISO 14000, то реакция других заинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутся острые дискуссии с участием деловых кругов, государственных органов и общественных организаций. С одной стороны, сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном уровне. С другой стороны, высказываются опасения, что стандарты создают благоприятные условия для “экспорта загрязнений” — переноса вредных производств в развивающиеся страны. Компания может быть сертифицирована в развивающейся стране, соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификацию в этих странах может облегчить положительное отношение к крупным иностранным инвесторам, а также развитая коррупция.

Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость — организация сама ставит для себя цели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений о “постоянном улучшении” и “предотвращении загрязнений” является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологического менеджмента и сокращать загрязнения.

Их оппоненты считают, что эта гибкость чрезмерна — предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием количественных требований вообще не может считаться стандартом.

Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторые консервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологического регулирования и на национальном уровне, придя на смену “командным” методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штата Пенсильвания заявил, что “компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами”. Это заявление вызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.

Еще одной темой для дискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуется стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организации должна быть доступна общественности , а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений “заинтересованных сторон”. С другой стороны, отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом, доступным общественности, носит весьма общий характер. Высказываются также предложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественного участия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные организации ECOLOGIA и Green Seal принимают участие в разработке документа ISO 14031 (”Руководство по оценке экологических аспектов деятельности”).

Внедрение системы экологического менеджмента позволяет:

  • снизить : расходы на энергию, воду, ресурсы; риск экологических катастроф; отходы;
  • улучшить : экономические показатели; продукцию в результате изменений в технологическом процессе; имидж компании, как в глазах клиентов, так и заказчиков;
  • оптимизировать систему управления;
  • повысить доверие к компании.

Требования стандарта ISO 14000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 9000 и OHSAS 18000.

Сертификат по стандартам ISO 14000 выдается сроком на 3 года . Сертификационный центр по запросу проводит проверку, в ходе которой определяется степень соответствия применяемым стандартам на системы качества.

Международные стандарты ISO 14000 — это набор основных требований к системе экологического менеджмента предприятия, позволяющий осуществлять согласованный с общим менеджментом организации подход к управлению охраной окружающей среды. Стандарты ISO 14000 являются добровольными и применимы практически к любым видам деятельности в любых секторах экономики. Центральным документом этой серии стандартов считается стандарт ISO 14001 — «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента».

В нашей стране стандартам ISO 14000 соответствует национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению «. Первое предприятие в России, сертифицированное в соответствии с данным стандартом — ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (2000 год).

Следование стандарту ISO 14000 позволяет:

  • экономить энергию и природные ресурсы, материалы и сырье;
  • предупреждать возникновение нештатных ситуаций, связанных с экологией,
  • усовершенствовать общий менеджмент предприятия,
  • находить за рубежом деловых партнеров, ориентированных на экологичный бизнес,
  • привлекать дополнительные инвестиции,
  • минимизировать выплаты (или не платит совсем) за загрязнение окружающей среды.

Несмотря на добровольность стандартов ISO 14000 всего через несколько лет, по прогнозам специалистов, примерно 90 процентов крупных компаний в мире будут сертифицированы в соответствии с ними. Уже сейчас на рынок Евросоюза допускаются только компании, имеющие сертификаты ISO 14000 и ISO 9000.

Для того чтобы соответствовать стандарту ISO 14000 необходимо

  1. Утвердить «Экологическую политику» — специальный документ о намерениях и принципах организации, содержащий определения экологических целей и задач предприятия и описание его действий в этой области. А так же заявления о стремлении к соответствию нормативам, установленным стандартами ISO 14000 , к «постоянному улучшению» системы экологического менеджмента предприятия, а так же к «предотвращению загрязнений».
  2. Определить значимые воздействия на окружающую среду, как деятельности самого предприятия, так и ее продукции. А так же экологические цели и задачи предприятия, ресурсы для их достижения.
  3. Составить программу экологического менеджмента и обучить персонал на соответствующих курсах.
  4. Регулярно проводить мониторинг, включающий измерение основных параметров той деятельности предприятия, которая может оказывать воздействие на окружающую среду. Для этого разработать средства и методы таких измерений, формы отчетности (документирования) в соответствии со стандартами ISO 14000 , а так же процедуры проверки соответствия полученных показателей требованиям Законов и стандартов.
  5. Периодически проводить аудит (как силами самого предприятия, так и независимой стороной) и анализ эффективности работы СЭМ предприятия.
    В основе требований стандартов ISO 14000 лежит следующий обязательный цикл: план — осуществление — проверка — анализ — пересмотр плана.

Стандарты ISO 14000 не требуют, чтобы документы, связанные с работой системы экологического менеджмента предприятия были выделены в специальную систему документооборота.

Внедрение системы экологического менеджмента, в соответствии со стандартами ISO 14000 так же может привести к таким конкурентным преимуществам Вашего предприятия, как:

  • Экономия материалов вследствие более полной обработки и повторного использования компонентов продукции.
  • Более полная утилизация побочной продукции.
  • Переработка отходов в коммерчески выгодную продукцию. Как следствие, — уменьшение расходов, связанных с выбросами, сбросами, обращением с отходами, их вывозом и захоронением.
  • Улучшение продукции вследствие усовершенствования технологического процесса.
  • Снижение стоимости упаковки.

Соответствие стандартам ISO 14000 подтверждается соответствующими сертификатами, за оформлением которых вы можете обратиться в Центр «Сертификация». Наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам, связанным с такой сертификацией и созданием системы экологического менеджмента на вашем предприятии. В нашем Центре вы можете заказать сертификат ISO 14001 на соответствие СЭМ стандартам ISO 14000 .

  • 4. Система менеджмента и экологического управления на основе главных исторических этапов становления и развития мировых рыночных отношений.
  • 5. Экологическая служба предприятия (Классификация).
  • 6. Экологический маркетинг (история развития, комплекс маркетинга).
  • 7. Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды
  • 8. Основные маркетинговые подходы в области экологии
  • 9. Маркетинговые подходы в управлении природоохранной деятельности
  • 10. Экологическая сертификация. Направления, цель. Экологическая маркировка первого типа.
  • 11. Экологическая сертификация второго и третьего типа.
  • 12. Закон рф «о сертификации продукции и услуг»
  • Глава 1 «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.
  • Глава 2 «Обязательная сертификация» содержит 10 статей.
  • Глава 3 «Добровольная сертификация» включает три статьи.
  • 13. Система стандартов исо 14000. Общие сведения. Направления исо 14000. Уровни действия исо на окружающую среду.
  • 14. Гост р исо 14000
  • 15. Модель системы управления окружающей средой (по гост р исо 14001-98)
  • 16. Система экологического менеджмента (ems). Понятие ems, центральный документ емs.
  • Область применения iso 14001
  • 17. Основные требования iso 14001 к предприятию
  • 18. Открытый цикл, как основа требований стандарта iso 14001. Структура менеджмента (iso 14001).
  • 19. Экологическая политика предприятия.
  • 20. Принцип Хартии предпринимательской деятельности
  • 21. Цикл деятельности организации
  • 22. Принципы и обязательства экологической политики
  • 23. Схема внедрения системы экологического менеджмента на предприятии. Мотивы для внедрения.
  • 24. Предварительная работа (этапы) для создания системы экологического менеджмента на предприятии.
  • 25. Программа экологического менеджмента
  • 26. Направления практической деятельности экологического менеджмента
  • 27. Основные экономические выгоды предотвращения воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент.
  • 28. Мотивация экологической деятельности руководства предприятия
  • 29. Экономический ущерб. Составляющие природоохранных затрат. Экономический механизм управленияю
  • 30 Система платежей за природопользование
  • 32 Плата за воду.
  • 33 Плата за лесные ресурсы и ресурсы животного мира.
  • 34. Платежи за загрязнение окружающей среды(принципы, методические подходы, нормативы платы, факторы, определяющие суммарную величину платежа за загрязнение, базовые нормативы платы).
  • Суммарная величина платежа за загрязнение
  • 36. Понятия и основы экологического страхования.
  • 37. Классификация объектов и особенности тарифной политики. Принципы осуществления экострахования.
  • 38. Направления решения проблемы экострахования.
  • 39. Экологический аудит: цели, задачи, основные принципы.
  • 40. Основные виды экологического аудита
  • 41. Аудит системы экологического менеджмента.
  • 42.Методика комплексной оценки эффективности функционирования системы экологического управления и экологического менеджмента на промышленных предприятиях
  • 43. Процедура экологического аудирования на предприятии
  • 44. Аудит природопользования в системе менеджмента. Аудит недропользования.
  • 45. Квалифицированные требования для аудиторов в области экологии
  • 13. Система стандартов исо 14000. Общие сведения. Направления исо 14000. Уровни действия исо на окружающую среду.

    Стандарты ISO включают следующие разделы:

      ISO 14001 и 14004 - система управления природопользованием (СУП): спецификация и руководство по использованию, основные принципы и методология, опубликованы в сентябре 1996 года;

      ISO 14010-14012 - руководство по экологическому аудиту: ос­ новные принципы, аудит СУП, требования, предъявляемые к квали­ фикации аудиторов, опубликованы в октябре 1996 г.;

      ISO 14020-14025 - экологическое маркирование: основные принципы и требования, предъявляемые к сертификации продукции, термины и определения, практическая программа, сертификацион­ ная процедура для продуктов, рассмотрены в 1998 г.;

      ISO 14031 - оценка экологических показателей СУП, проект представлен на рассмотрение Техническому комитету в 2000 г.;

      ISO 14040-14043 - оценка жизненного цикла, проект пред­ ставлен на рассмотрение в 2000 г.;

    Система управления окружающей средой (environmentalmanagementsystem) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

    Экологический аспект (environmentalaspect) - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. (Примечание - Важным является тот экологический аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.)

    Экологическая политика (environmentalpolicy) - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

    Стандарты ИСО 14000 добровольные, они могут быть использованы:

    Для внутренних нужд организации и внешних нужд чтоб продемонстрировать клиентам, инвестоам соответствие экологическому уровню.

    ИСО 14000 обеспечивают уменьшение воздействи загрязнения на ОС по 3м уровням:

      Организационный уровень через улучшение экологического поведения предприятия

      Национальный уровень через создание существенного дополнения к национально нормативной базе и компонента государственной экологической политики

      Международный через улучшение условий международной торговли

    14. Гост р исо 14000

    Сертификация систем управления качеством пред­приятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или ISO 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым усло­вием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения госу­дарственных заказов.

    В настоящее время на территории Российской Феде­рации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой - ГОСТ Р ИСО 14000, где про­писаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководст­во по использованию систем экологического менедж­мента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014 можно определить «начальный уровень» экологи­ческой эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление_об экологичес­ком аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической марки­ровки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».

    Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, на­правлена не на количественные показатели и не на из­менение в технологии производства (хотя и не исключа­ет их), а на управленческий потенциал организации.

    Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. В настоящей статье кратко описывается система стандартов ISO 14000, рассматривается необходимость и предпосылки ее внедрения, а также основные источники информации по проблеме.

    Что такое ISO 14000

    Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента - environmental management system, EMS). Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

    Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, (например, концепция "глобального управления качеством" - total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

    Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года.

    Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

    1. Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций.

    2. Национальный - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

    3. Международный - через улучшение условий международной торговли.

    Система стандартов ISO 14000

    Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

    · принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);

    · инструменты экологического контроля и оценки;

    · стандарты, ориентированные на продукцию.

    В трех названных областях разработаны и разрабатываются следующие документы:

    Принципы экологического менеджмента Принят
    ISO 14001 Системы экологического менеджмента (EMS) - спецификации и руководство по использованию +
    ISO 14004 EMS - Общие руководство по принципам, системам и методам +
    ISO 14014 Руководство по определению "начального уровня" экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента
    Инструменты экологического контроля и оценки
    ISO 14010 Руководство по экологическому аудиту - Общие принципы экологического аудита +
    ISO 14011/1 Руководство по экологическому аудиту - Процедуры аудита - Аудит систем экологического менеджмента +
    ISO 14012 Руководство по экологическому аудиту - Критерии квалификации экологических аудиторов +
    ISO 14031 Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации
    Стандарты, ориентированные на продукцию
    ISO 14020
    (Серия документов)
    Принципы экологической маркировки продукции
    ISO 14040
    (Серия документов)
    Методология "оценки жизненного цикла" - оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла
    ISO 14050 Глоссарий +
    ISO 14060 Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию

    Системы экологического менеджмента - Environmental Management Systems

    Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента". В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

    Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные - например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию "оценки жизненного цикла", которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

    Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

    1. Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к "постоянному улучшению" (continual improvement) системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений" (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

    2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

    3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

    4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента . Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

    5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы . Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации , в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

    6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

    7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

    8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

    9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана ".

    На сегодняшний день практически каждый эколог хотя бы раз сталкивался с понятием системы экологического менеджмента на предприятии (далее — СЭМ). В реалиях современного мира, особенно если бизнес нацелен не только на российский, но и на зарубежный рынок, обойтись без внедрения СЭМ очень трудно. Однако до сих пор большинство предпринимателей имеют весьма поверхностное представление о данной системе. Все знают, что пройти сертификацию по стандартам СЭМ будет не лишним, но мало кто действительно понимает, зачем и как это делается. Многие предприятия внедряют СЭМ «для галочки» или как составную часть системы менеджмента качества и не развивают ее. На большей части сертифицированных предприятий система остается в зачаточном состоянии и не функционирует должным образом.

    Проблема руководителей предприятий заключается в непонимании того, что внедрение СЭМ — это не требование государства (по крайней мере, пока), а добровольная реформа, призванная помочь наладить менеджмент производства таким образом, чтобы не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и в целом оптимизировать производственные процессы и повысить их эффективность.

    Многие уже наслышаны о том, что Минприроды России разработало проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» (далее — Проект). Согласно данному Проекту экологический аудит будет разделен на добровольный и обязательный:

    Извлечение
    из Проекта

    Статья 5. Обязательный экологический аудит

    1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:
    1) осуществления деятельности по обезвреживанию отходов I-III классов опасности;
    2) реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
    3) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
    4) принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории;
    5) принятия решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории.
    […]

    Статья 6. Добровольный экологический аудит

    1. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе заказчика экологического аудита.
    2. Добровольный экологический аудит может быть:
    1) комплексным экологическим аудитом;
    2) специальным экологическим аудитом.
    Специальный экологический аудит может быть:
    а) покомпонентным экологическим аудитом;
    б) экологическим аудитом комплексного экологического разрешения.
    […]

    СЭМ базируется на серии международных стандартов серии ISO 14001 (отметим, что в России утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»), причем на данный момент сертификация по ISO 14001 в нашей стране является добровольной.

    Приведем перечень международных стандартов серии ISO 14001:

    Мы не будем подробно останавливаться на содержании этих стандартов, т.к. они есть в общем доступе и к тому же для непосвященных людей представляют собой набор пространных принципов и схем. Рассмотрим лишь основные понятия СЭМ и их определения, приведенные во внутренних стандартах предприятия, на котором недавно при участии автора была введена СЭМ и сейчас успешно развивается.

    Словарь

    Экологический аспект — элемент деятельности предприятия, продукция или услуга, которые могут взаимодействовать с окружающей средой.
    Система экологического менеджмента — часть общей системы менеджмента предприятия, используемой для разработки, внедрения и реализации своей экологической политики, управления своими экологическими аспектами.
    Экологическая политика — общие намерения и направления деятельности предприятия, относящиеся к характеристикам в области экологии, как официально заявлено высшим руководством.
    Экологическая цель — общая экологическая цель, согласующаяся с экологической политикой, к достижению которой стремится предприятие.
    Экологическая задача — детальные требования ко всем показателям, применимым к предприятию, или их части, вытекающие из целей, которые должны быть установлены и выполнены для достижения этих целей.
    Внутренний аудит — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективной его оценки с целью определения степени соответствия СЭМ критериям аудита, установленным предприятием.

    Итак, вы решили, что вашему предприятию необходим сертификат соответствия ISO 14001. С чего начать? В первую очередь, следует ознакомиться с необходимой литературой. И здесь мы имеем в виду не столько сами стандарты, сколько дополнительные справочники, руководства и учебные пособия. Неплохую базу знаний дают различные обучающие курсы. Внутренним аудиторам на предприятии, так или иначе, желательно пройти такие курсы и получить сертификат, чтобы в дальнейшем грамотно проводить внутренние аудиты СЭМ.

    Первое, с чего автор начал свое знакомство с экологическим менеджментом, были как раз курсы для внутреннего аудитора . Кроме теоретических знаний и практических советов от преподавателей на таких курсах можно найти еще кое-что важное — опыт коллег, уже внедривших СЭМ.

    Кстати

    После того как вы получили общее представление о СЭМ, необходимо начать пересмотр внутренней документации предприятия с точки зрения охраны окружающей среды . Запомните: система СЭМ должна отражаться во всех областях деятельности предприятия и во всех документах, начиная с инструкций по обращению с отходами и заканчивая договорами с подрядчиками, поставщиками сырья и др.

    Внедрение СЭМ заставляет пересмотреть все основы деятельности предприятия в поисках оптимальных решений как производственных задач, так и задач по охране окружающей среды. Причем основное отличие СЭМ от обычного производственного экологического контроля состоит в том, что ответственность за охрану окружающей среды теперь возлагается не только на экологический отдел, но и на каждого сотрудника предприятия, будь то работник конвейера или технический директор.

    Автор статьи участвовал во внедрении СЭМ на большом металлообрабатывающем заводе, построенном еще при СССР. Многие сотрудники проработали там всю свою жизнь. Их огромный производственный опыт стал как большим подспорьем для формирования СЭМ, так и серьезным препятствием. Всем известно, с каким трудом ломаются старые рабочие порядки. Камнем преткновения может стать все — переработка положения отдела, перенос и обновление накопителей металлической стружки, сотрудничество с внутренними аудиторами и выполнение их требований…

    Так или иначе, даже такую «заржавевшую» производственную систему удалось сдвинуть с мертвой точки. Предприятие подало заявление на предсертификационный аудит. В ходе подготовки к этому этапу был определен перечень и начато составление основных документов, на которые будет опираться СЭМ, определены экологическая политика и экологические принципы предприятия, начат процесс выявления экологических аспектов.

    Приведем пример экологической политики предприятия (Пример 1).

    Значительную трудность для начинающих внутренних аудиторов может представлять процесс идентификации экологических аспектов (ЭА). Основной смысл этой работы — выявить все возможные элементы и процессы, которые могут нанести вред окружающей среде. Выявление ЭА должно проводиться руководителями и ответственными за СЭМ в каждом производственном подразделении под руководством эколога. Именно руководители и сотрудники на местах, знающие свое производство, могут точнее определить потенциально опасные аспекты. Выявленные аспекты необходимо контролировать, анализировать, а также впоследствии стараться сократить их воздействие.

    ЭА подразделяются на прямые (выбросы, сбросы, отходы производства, шум оборудования, водопотребление и водоотведение) и косвенные (например, потребление сырья и электроэнергии).

    ЭА на нашем предприятии закреплены за разными подразделениями. В ходе проведения аудитов аспекты контролируются, а также определяются мероприятия по возможному воздействию на них. Реестр аспектов должен актуализироваться раз в 3 года .

    Каждый ЭА проходит процедуру оценки значимости. В нашем случае она проводилась следующим образом.

    На предприятии выделяют 4 уровня ЭА (А, В, С, D), каждый из которых имеет 3-балльную значимость (1, 2, 3) (их характеристика приведена в табл. 1).

    Таблица 1. Характеристика уровней экологических аспектов

    Уровни аспекта

    Значимость уровня

    Индекс

    Наименование

    Большая

    (3 балла)

    Умеренная

    (2 балла)

    Малая

    (1 балл)

    Нормативно-правовой (соблюдение законодательства)

    НПА систематически нарушаются (10 раз и более в году)

    НПА эпизодически нарушаются (не более 10 раз в году)

    НПА соблюдаются

    Экологический (последствия)

    Серьезные систематические последствия (загрязняющие вещества 1 и 2 классов опасности)

    Продолжительные неконтролируемые (загрязняющие вещества 3 класса опасности)

    Непродолжительные с последующей нейтрализацией (загрязняющие вещества 4 и 5 классов опасности)

    Временной (частота возникновения)

    Постоянное воздействие

    Часто повторяющееся воздействие

    Проявление маловероятно

    Экономический (затраты, издержки, потери)

    Аспект приводит к штрафным санкциям и дополнительным издержкам, превышающим на 10 % и более обязательные экологические платежи

    Аспект приводит к дополнительным платежам, не превышающим 10 % обязательных экологических платежей

    Аспект не приводит к дополнительным потерям

    Значения выбранных оценок каждого из четырех уровней ЭА отображаются в баллах в столбцах 7-10 таблицы реестра ЭА (выдержки из реестра ЭА рассматриваемого предприятия приведены в табл. 2).

    Таблица 2. Перечень видов деятельности (процессов, операций) предприятия и связанных с ними экологических аспектов

    Вид деятельности (процессов, операций), продукция

    Режим возникновения (возможная аварийная ситуация)

    Экологический аспект

    Воздействие аспекта на окружающую среду

    Управляемость процесса (меры управления)

    Балл значимости уровня

    Общая оценка значимости

    Примечание

    Очистка промышленных и ливневых стоков на заводских очистных сооружениях

    Нормальный

    Сброс загрязняющих веществ со сточными водами предприятия в водный объект

    Загрязнение водоема рыбохозяйственного назначения

    Передача стоков с заводских очистных сооружений на очистные сооружения _______ для дополнительной очистки

    Выполнение законодательных требований по охране водных ресурсов

    Гальваническая обработка деталей, цех № 8

    Нормальный

    Образование отходов солей (гальванические растворы отработанные)

    Загрязнение сточных вод тяжелыми металлами

    Нейтрализация на очистных сооружениях предприятия в соответствии с технологическим регламентом работы очистных сооружений

    Договор на передачу стоков на очистные сооружения ______

    Шлифовка кадмированных деталей, цех № 3

    Нормальный

    Образование отходов (шлам от шлифовки, содержащий кадмий)

    Загрязнение почвы тяжелыми металлами

    Инструкция И 241-2012

    Договор с лицензированной организацией на передачу для утилизации

    Термическая обработка деталей и инструмента, цеха № 12 и 14

    Нормальный

    Образование отходов (плав солей термического производства)

    Загрязнение почвы и атмосферного воздуха тяжелыми металлами

    Инструкция И 241-2012

    Договор с лицензированной организацией на захоронение на полигоне ТБО

    Эксплуатация оргтехники, отдел ИТ

    Нормальный

    Выбросы пыли, образование отходов составных частей оргтехники, потребление энергоресурсов

    Загрязнение атмосферного воздуха, почв отходами

    Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Инструкция И 241-2012

    Договор на утилизацию оргтехники

    Общая значимость ЭА (К зн) определяется суммированием оценок значимости по всем уровням проявления аспекта по формуле:

    где X i — оценочный балл значимости уровня I (X i = 1, 2, 3);

    N — количество уровней (N = 4).

    Величина К зн изменяется в пределах от 4 до 12.

    После выполнения расчетов значения К зн отображаются в столбце 11 таблицы реестра ЭА.

    Общая (интегральная) оценка значимости ЭА определяется в соответствии с табл. 3.

    Результаты общей оценки значимости ЭА отображают в виде буквенного индекса (Н, З) в столбце 12 таблицы реестра ЭА.

    В столбце 13 таблицы реестра ЭА при необходимости записывают возможные дополнительные меры по управлению ЭА.

    Итак, мы прошли первый этап: был проведен сертификационный аудит и получен сертификат соответствия ISO 14001. После выявления ЭА, определения экологической политики, целей и задач, разработки необходимых документов (руководств, стандартов и инструкций) началось собственно внедрение СЭМ. Основная тяжесть ответственности легла, конечно, на руководство предприятия и экологический отдел. Руководство теперь обязано периодически проводить контроль производственных процессов с точки зрения СЭМ, обеспечивать поддержку (финансовую, кадровую, информационную) внедрения системы. Необходимо также проводить повышение экологической грамотности среди всех сотрудников предприятия, доносить до каждого работника цели и задачи СЭМ (как общие, так и понятные ему и вмененные в его личные обязанности).

    Были пересмотрены все внешние связи предприятия — с поставщиками сырья и материалов, с арендаторами и арендодателями, с общественностью и прессой, с жильцами окружающих домов.

    Например, на нашем предприятии работает множество организаций по договорам субподряда. Ранее выполнение этих договоров отделом экологии не контролировалось. В ходе внешнего предсертификацонного аудита аудиторы проверили участок, где осуществлялось строительство ангара для спецтехники. Работы проводились с различными нарушениями экологических требований. Так, образующиеся после работ отходы (в т.ч. замасленная ветошь, тара из-под лакокрасочных материалов) просто сваливались в кучу на газоне. В ходе устранения обнаруженного несоответствия был пересмотрен пункт договоров субподряда об обеспечении соблюдения требований в области экологии, а из числа сотрудников подразделения, в котором проводились работы по субподряду, был назначен ответственный за соблюдение субподрядчиком указанных требований.

    В ходе внедрения СЭМ на нашем предприятии наконец был создан нормально функционирующий сайт с возможностью для посетителей оставлять свои пожелания и жалобы, в т.ч. в части воздействия производства на окружающую среду. Данные жалобы и предложения обрабатывались и рассматривались в ходе совещаний с руководством, а также проводились мероприятия по устранению негативного воздействия.

    Теперь на предприятии должны регулярно проводиться собрания руководства с целью оценки функционирования СЭМ, проведенных экологических мероприятий и аудитов (внешних и внутренних), осуществления экологической программы, планирования дальнейших мероприятий, бюджета СЭМ, актуализации реестра ЭА и др.

    Еще один сложный момент при внедрении СЭМ — донести до сотрудников информацию о пользе системы. Не секрет, что почти каждый русский человек уверен в том, что требования закона всегда строги, часто чрезмерны и бесполезны и от их выполнения нужно постараться «увернуться». Так и в случае внедрения СЭМ (а значит роста требований к каждому сотруднику и увеличения его ответственности) все отнеслись к ней настороженно и даже враждебно.

    Цель системы — помочь оптимизировать производство, а не «закрутить гайки», однако именно так к внедрению СЭМ вообще и внутренним аудиторам в частности в первое время относились работники и даже руководители подразделений. Были попытки саботажа проверок, невыполнения корректирующих мероприятий, попытки «договориться по-хорошему» и «по-плохому», ворчание по поводу увеличения «бумажной работы» в ущерб производству. Таким образом, экологический менеджмент должен еще и менять сознание каждого вовлеченного работника. Здесь многое зависит от личных качеств и профессиональной компетенции руководителя отдела экологии и его сотрудников. Конфликты ни в коей мере не решают проблемы, так же как и принудительное выполнение требований.

    Теперь кратко рассмотрим внутреннее аудирование предприятия . Ввиду того, что наше предприятие является довольно крупным, в каждом подразделении аудит осуществляется только 1 раз в полгода. Комиссия в составе начальника отдела экологии, одного сотрудника и представителя проверяемого подразделения, ответственного за СЭМ, проводит аудит на месте, т.е. непосредственно на производстве, в течение 2-3 дней. Вначале комиссия проверяет соответствие внутренней документации отдела (цеха) требованиям СЭМ. Данная документация включает в себя цели и задачи подразделения, положение о подразделении, рабочие инструкции и т.д. Проверяется наличие и актуальность информационных стендов СЭМ на местах. После этого проводится осмотр собственно производства на соответствие внутренним стандартам и требованиям экологического законодательства. Все нарушения фиксируются на бланке регистрации несоответствий (Пример 2). По результатам аудита составляется отчет, который направляется руководителю аудированного подразделения. По каждому несоответствию подразделение предлагает корректирующие действия. Если действия согласованы с руководством и отделом экологии, они воплощаются в жизнь и по их результатам представляется отчет в отдел экологии. В дальнейшем экологи проводят постаудиторскую проверку фактического выполнения корректирующих действий. Информация об итогах проверки озвучивается на совещаниях руководства.

    На предприятии следует проводить оценку экологических рисков предприятия с целью их снижения или устранения, а также уровня подготовки к возможным аварийным ситуациям.

    Например, на рассматриваемом предприятии использовалась смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) для обработки металла на станках. Жидкость поставлялась к станкам по системе трубопроводов. Система была уже изношенной, и периодически обнаруживались течи. По мере их обнаружения они устранялись, однако система труб была очень обширной, и не все ее узлы и отрезки были легко доступны для проверки. Данная ситуация представляла собой потенциальный экологический риск, т.к. при протечке СОЖ могла попасть в почву и далее через грунтовые воды в расположенный недалеко водоем рыбохозяйственного и питьевого значения. Общими усилиями отдела экологии и руководителей цехов данный экологический риск был идентифицирован, рассчитан возможный ущерб предприятию и окружающей среде. В итоге в бюджет на следующий год был внесен пункт о разработке проекта новой системы подачи СОЖ и его реализации.

    На этом этапе внедрения СЭМ и находится в данный момент наше предприятие. В целом систему еще нельзя назвать полностью функционирующей и выполняющей все свои задачи, но начало уже положено. Дальнейшее ее развитие зависит от руководства и сотрудников. На данный момент проведен первый надзорный аудит (через год после сертификации), выявлен ряд несоответствий, ведется их устранение. Небольшими, но уверенными шагами предприятие переходит из статуса старого советского завода в статус современного предприятия, отвечающего требованиям рынка, потребителей и законодательства, в т.ч. экологического. Теперь главное — не останавливаться на достигнутом.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама