THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Транспорт является одной из ведущих отраслей хозяйственного комплекса страны. Он осуществляет транспортировку уже созданного материального богатства или же людей.

Транспортная система - совокупность всех видов транспорта с узловыми точками, где происходит перевалка грузов с одних видов транспорта на другие. Роль различных видов транспорта определяется долей перевозимых грузов или пассажиров, поэтому используются понятия грузооборота и пассажирооборота. Грузооборот - работа грузового транспорта, измеряемая в тонно-километрах (количество перевезенных грузов на определенные расстояния). Для транспортных узлов, чаще всего водных видов транспорта, под грузооборотом понимают количество переваленных (отправленных и принятых) грузов в тоннах в течение года. Пассажирооборот - показатель работы пассажирского транспорта, представляет собой произведение количества перевезенных пассажиров и расстояния перевозки. Измеряется в пассажиро-километрах.

Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный. Особыми видами транспорта могут быть названы электронный (ЛЭП).

Железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородах и на средние расстояния. По грузообороту среди универсальных видов транспорта он стоит на первом месте, в целом уступая только трубопроводному.

В настоящее время длина железных дорог в России приближается к 90 тыс. км. Почти 45 % всей протяженности электрифицировано. Если по протяженности железных дорог наша страна уступает США и Канаде, то длина электрифицированных дорог наибольшая в мире.

Размещение железнодорожной сети по территории России неравномерно. Наиболее густая сеть характерна для европейских районов, за исключением Северного. На востоке плотность железных дорог оказывается ниже примерно в 10 раз.

Железнодорожный транспорт является основным по перевозке таких грузов, как каменный уголь, кокс, руда, минеральные удобрения, цемент, черные металлы, лесные грузы, зерно.

Автомобильный транспорт

По абсолютному количеству перевезенных грузов автомобильный транспорт занимает первое место, хотя является достаточно дорогим. Он более маневренный, чем железнодорожный, поэтому позволяет довозить грузы до каждого потребителя. В связи с этим он используется чаще «сегл для перевозок Hd малые и средние расстояния. В последнее время увеличивается значение дальних перевозок. Общая протяженность автодорог около 500 тыс. км, но качественных (европейского класса) не более 10 тыс. км.

Особое значение автомобильный транспорт имеет для перевозки пассажиров на небольшие расстояния - внутригородское и пригородное сообщение.

Водные виды транспорта

По грузообороту морской транспорт уступает позиции только трубопроводному и железнодорожному, так как расстояния, на которые перевозится груз, достаточно велики (среднее расстояние перевозки 1 т груза 4,5 тыс. км). Этот вид транспорта самый дешевый. Перевозятся в основном массовые и объемные грузы (нефть, руда, уголь). С распадом СССР российское морское побережье резко сократилось, что привело к утрате многих современных портовых комплексов (Таллин, Одесса - Ильичевск, Клайпеда, Вентспилс).

Почти половину всех морских грузов сейчас переваливают на Дальнем Востоке (Владивосток, Находка, Ванино, Петропавловск-Камчатский). На втором месте азо-во-черноморский бассейн с крупнейшим нефтеналивным портом страны - Новороссийском, а также Туапсе и Таганрогом. Примерно равные доли переваленных грузов имеют порты Северного Ледовитого океана (Мурманск, Архангельск, Игарка, Дудинка, Тикси и др.) и Балтийского моря (Санкт-Петербург - крупнейший российский универсальный порт, Выборг, Калининград). На Каспийском море действуют порты Астрахани и Махачкалы.

Речной транспорт. Крупнейшая водная система страны - бассейны Волги, Дона и рек, выходящих в Балтийское и Белое моря. Внутренний водный транспорт обеспечивал завоз необходимых грузов в районы, не имеющие других видов транспорта, или же перевозку массовых дешевых грузов (строительные материалы, зерно). Но в период экономических реформ оказался нерентабельным.

Авиационный транспорт ориентирован в основном на перевозку пассажиров на дальние расстояния или на транспортировку грузов скоропортящихся, требующих быстрой доставки или же имеющих высокую стоимость. Крупнейшими авиатранспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Минеральные Воды, Сочи, Нижневартовск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

«Транспортное средство» - Кроссворд Звук, издаваемый машиной для привлечения внимания пешеходов и водителей. Ответы на карточку № 4 1. ДВОР 2. ОБОД 3. РУЛЬ 4. ОКА 5. ГРУЗ 6. АДРЕС Ключевое слово: ДОРОГА. Физминутка. Кто быстрее соберёт разрезанный дорожный знак. Карточка № 3 Этап «Какой? » Написать 2 слова Переход – Перекрёсток – Знак – Поворот - Автобус –.

«История транспорта» - 1981-й г. – второе признание внелегалов. Запрет открытия новых маршрутов. 1965-й г. – признание государством внелегалов. Конец 1920-х г.г. – автомобили с кузовом «седан» (12 кв. м. на 5 пассажиров, или 2,4 кв. м на одного). Создание Агентства по регулированию платы за проезд (ORETT). Почему такие трансакции в данном случае оказываются неэффективными?

««Транспорт» география 10 класс» - Крупнейшие аэропорты по пассажирообороту. Воздушный транспорт. Железнодорожный транспорт. 1-е место по объёму морских перевозок занимает Атлантический океан. Флаги открытой регистрации. Трубопроводный транспорт. Основные виды транспорта. Мировая транспортная система. Структура мирового грузо- и пассажирооборота в 2000г.

«Транспорт мира 10 класс» - Мировая транспортная система – все: Мировая транспортная система. Грузооборот конец 90-х гг. Изменения в структуре грузооборота мирового транспорта. ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ДЛИНЕ ТРУБОПРОВОДОВ В КОНЦЕ 1990-х гг. Мировой автомобильный транспорт. Урок географии в 10-ом классе. Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономически развитых стран.

«Транспортный комплекс» - USB mass storage device (флеш брелок). Структурная схема. Данные по совершенным поездкам передаются на ЦОТ. Преимущества «Iskra SmartBus». УТС обрабатывает данные в соответствии с текущими настройками и отправляет ответ на ТР. Работа на линии. Пассажир покупает/пополняет/ продлевает транспортную карту.

Транспорт - одна из важнейших отраслей . Он обеспечивает производственные связи и сельского хозяйства, осуществляет перевозки грузов и пассажиров, является основой географического разделения труда. Обмен и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков — размещение производительных сил.

Виды мирового транспорта

Транспорт подразделяют на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (линии электропередачи).

Автомобильный транспорт часто называют транспортом XX в., т.к., зародившись в начале нашего века, он стал ведущим среди видов сухопутного транспорта. Протяженность его сети растет и достигла в настоящее время 24 млн. км, причем около 1/2 приходится на США, Индию, Россию, Японию, Китай. По уровню автомобилизации в мире лидируют США и ряд стран Западной Европы. Автомобильный транспорт лидирует по объему пассажирских перевозок — 80 % мирового объема.

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, по-прежнему остается важным видом сухопутного транспорта, особенно по объему перевозимых грузов (10 % мирового объема). Мировая железнодорожная сеть в целом сложилась еще в начале XX в., ее протяженность сейчас составляет 12,5 млн. км. Но размещение ее неравномерно. Хотя железные дороги имеются в 140 странах мира, более 1/2 их общей длины приходится на "первую десятку стран": США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. Особенно по густоте сети выделяются страны Европы. Но наряду с этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или отсутствует.

Трубопроводный транспорт - активно развивается благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Трубопроводный транспорт составляет 11 % от объема мирового грузооборота.

Прежде всего характеризуется выдающейся ролью морского транспорта. На него приходится 62 % мирового грузооборота, он также обслуживает около 4/5 всей . Именно благодаря развитию морского транспорта океан уже не разделяет, а соединяет страны и континенты. Общая протяженность морских трасс составляет миллионы километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы: нефть, нефтепродукты, уголь, руду, зерно и другие, причем обычно на расстояние 8 — 10 тыс. км. "Контейнерная революция" на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных грузов — готовых изделий и полуфабрикатов. Морские перевозки обеспечиваются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420 млн. т. Первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место по размерам морских перевозок занимает Тихий океан, третье — Индийский.

Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы (особенно Суэцкий и Панамский) и морские проливы (Ла-Манш, Гибралтарский и др.).

Внутренний водный транспорт — старейший вид транспорта. Сейчас он занимает по длине сети последнее место в мировой транспортной системе.

Развитие и размещение внутреннего водного транспорта в первую очередь связано с природными предпосылками — наличием рек и озер, пригодных для судоходства, Амазонка, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Поэтому по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай.

Большое значение в некоторых странах имеют также судоходство по искусственным путям и озерное судоходство.

Воздушный транспорт. Этот вид наиболее скоростного, но достаточно дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках. Его преимущества кроме скорости — качество поставок, географическая мобильность, позволяющая легко расширять и менять трассы. Сеть регулярных авиалиний теперь опоясывает весь земной шар, протягиваясь на миллионы километров. Ее опорные точки — 5 тысяч аэропортов. Главные воздушные державы мира — США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, Канада, ФРГ.

Мировая транспортная система

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX в. и испытывает на себе сильное воздействие НТР, что выражается в "разделении труда" между отдельными видами транспорта, увеличении пропускной способности транспортных путей, появлении принципиально новых транспортных средств, например, сверхскоростных поездов на воздушной подушке. Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях — контейнерах. Появились также новые транспортные средства — контейнеровозы и специальные перегрузочные станции — терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7 — 10 раз.

Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. На первую из них приходится 78 % общей длины мировой транспортной сети и 74 % мирового грузооборота. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50 — 60 км на 100 км территории, а в развивающихся — 5 — 10 км.

Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют также несколько региональных транспортных систем: Северной Америки (на нее приходится около 30 % общей длины всех мировых путей сообщения), стран СНГ, Европы, Азии (подразделяется на несколько подсистем), Латинской Америки, Австралии, Северной Африки.

С момента зарождения транспорт оказывал сильное влияние на окружающую среду. С ростом протяженности транспортной сети, интенсивности перевозок все более усиливаются негативные воздействия, при этом различные виды транспорта имеют как бы свою "специализацию". Так, главным загрязнителем атмосферы является автомобильный транспорт, воздушный транспорт и железнодорожный транспорт, эти виды транспорта создают также "шумовое загрязнение" и требуют больших площадей для сооружения магистралей, заправочных станций, стоянок, вокзалов и т.д. (за исключением воздушного). Водный транспорт главным образом служит источником загрязнения нефтью океанов и внутренних вод.

Занятие 1

Взаимодействие железных дорог с другими

Видами транспорта

Основные виды транспорта – железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный – составляют единую транспортную сеть.

Сферы наиболее эффективного применения отдельных видов транспорта устанавливают на основе технико-экономических расчетов.

Краткая характеристика основных видов транспорта

1 Железнодорожный транспорт. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка железных дорог требует больших капитальных вложений (много металла и строительных материалов на 1 км пути), зависящих от топографических, климатических и экологических условий. Характеризуется: высокой провозной способностью, бесперебойностью движения независимо от погодных и климатических условий; сравнительно невысокой себестоимостью перевозок при достаточно большой скорости транспортирования грузов. Вместе с тем сооружение железных дорог требует больших капиталовложений. Общепризнанными преимуществами железных дорог перед другими видами транспорта являются лучшие показатели по экономичности, ресурсосберегаемости, экологии (шум, сохранность окружающей сре­ды, землепользование), безопасности движения.

2 Автомобильный транспорт. Он обслуживает как междугородние, так и внут­ригородские перевозки. По объему перевозимых грузов в тоннах этот вид транс­порта занимает первое место. Отличается: высокой маневренностью и возможностью регулировки транспортных средств в зависимости от потребности в перевозках; возможностью доставки грузов непосредственно потребителю без перегруза. На автомобильном транспорте начальная стоимость сооружения дорог сравнительно невысока. Существенными недостатками автомобильного транспорта являются худшие, чем при других видах транспорта, экологические показатели (загазованность, шум и т. д.), а также высокая себестоимость перевозок.

3 Речной транспорт. Имеет низкую себестоимость перевозок, большую провозную способность, незначительные затраты, малую материалоемкость, особенно по расходу металла. К недостаткам, ограничивающим использование речных путей, относятся: из­вилистость, увеличивающая длину маршрутов по речным путям; несовпадение их с маршрутами перевозок; мелководье некоторых рек в конце лета; замерзаемость рек и прекращение судоходства в зимний период.

4 Морской транспорт. Этот вид транспорта требует сравнительно небольших затрат на освоение путей сообщения. Характеризуется большой провозной способностью и низкой себестоимостью перевозок, а также регулярностью сообщений и крупнотоннажностью морских судов. Скорость движения на морском транспорте выше, чем на речном. По регулярности перевозок морской транспорт уступает железным дорогам, так как некоторые порты замерзают в зимнее время.

Для транспортного обслуживания Арктики используются ледоколы и ледокольные транспортные суда. Морской транспорт является основным видом путей сообщения в обеспечении торговых связей России со многими странами мира и в обслуживании приморских районов страны. К недостаткам следует отнести ограниченность внутренних маршрутов.

5 Воздушный транспорт. Это самый скоростной вид транспорта, обеспечиваю­щий беспосадочные полеты на большие расстояния со скоростями 1000 км/ч и более. Важным преимуществом воздушных путей сообщения является возможность быстрой организации регулярной связи между любыми районами страны, где отсутствуют другие виды транспорта. Притом по кратчайшим направлениям с доступностью перевозок в сложных географических условиях местности (вертолеты), с практически неограниченными маршрутами. Основные недостатки воздушного транспорта: высокая себестоимость, ограниченная провозная способность и зависимость транспортировки от погодных условий.

6 Трубопроводный транспорт. На трубопроводномтранспорте самая низкая себестоимость перевозок. Он обеспечивает массовую транспортировку наливных грузов и газов, высокую степень автоматизации, а также герметизацию и сохранность перевозок; может быть проложен повсемест­но по наиболее короткому направлению. К недостаткам трубопроводного транспорта следует отнести однородность перевозимого груза в жидком и газообразном состоянии.

Задача 1. Учитывая основные особенности, преимущества и недостатки различных видов транспорта, произведите необходимые расчеты и выберите наивыгоднейшие виды транспорта для перевозки запасных частей к действующим механизмам из района Северного Кавказа на Камский автомобильный завод (около 2000 км) в объеме 400 т. Расчетное время доставки самолетами – 5 ч, железнодорожным транспортом – 4 сут., автомашинами – 2 сут. Суточная потребность в запчастях – 10 т.

Задача 2. Определить оптимальный маршрут перевозки лесных грузов в количестве 5000 т из пункта А в пункт С на заданном полигоне А, К, Б, В, Г, Д, С (рис. 1).

Ориентировочная себестоимость перевозки грузов (2003 г.) в объеме 10 ткм на различных видах транспорта указана в таблице 1.

Таблица 1

Ориентировочная себестоимость перевозки грузов (10 ткм)

Примечание. Себестоимость перегруза 10 т с одного вида транспорта на другой – 1,90 руб.

Рис. 1. Определение оптимального маршрута перевозки

лесных грузов:

Железная дорога; - - - - - - - - автомобильные

дороги; . . . . . . . . . . паромная переправа

Таблица 2

Варианты задания с различными расстояниями между пунктами (по рис. 1)

Аннотация: Основным элементом в структуре затрат на товародвижение традиционно является транспортировка, поэтому анализ использования различных видов транспорта с позиции объемов перевозок и их дальности, является весьма актуальной темой. В данной статье рассмотрены основные показатели, характеризующие перевозку традиционных грузов и пассажиров, а именно, грузооборот и пассажирооборот, а также количество перевезенных грузов и пассажиров.

Ключевые слова: транспорт, грузоперевозки, грузооборот, пассажирские перевозки

Analysis of cargo turnover and passenger turnover by types of transport

Chirkov Andrey Nicolaevich

student 2 course (master) faculty of management and service FSBEI HE "Vyatka state University" Kirov, Russian Federation

Abstract: the Main element in the cost structure for implementation is traditionally the transportation, so the analysis of the use of different types of transport from the standpoint of traffic volumes and their range is a very important topic. This article describes the main indicators characterizing the traditional carriage of goods and passengers, namely, freight turnover and the passenger turnover and quantity of transported goods and passengers.

Keywords: transport, transportation, freight turnover, passenger transportation

На протяжении последних лет в России динамично развивается сфера грузоперевозок. Наибольший удельный вес приходится на автомобильный транспорт (67,7%). При этом достаточный объем в структуре грузоперевозок также занимают железнодорожный (16,2%) и трубопроводный (14,3%) виды транспорта.

Таблица 1- Перевозки грузов по видам транспорта в РФ, млн. тонн

Вид транспорта

Транспорт - всего

в том числе:

железнодорожный

автомобильный

трубопроводный

внутренний

воздушный

Грузооборот в целом и по видам транспорта в РФ представлен на рисунках 1 и 2. В структуре грузооборота наибольший удельный вес приходится на коммерческие перевозки (97,9%).

При этом, учитывая дальность перевозок и объем перевозимых грузов лидерами являются воздушный и железнодорожный виды транспорта. Этим видам транспорта существенно уступает по показателю грузооборот автомобильный транспорт, а доля трубопроводного и водного транспорта вообще не существенна.

Помимо перевозки грузов также немаловажную роль играют пассажирские перевозки. С помощью автобусов в России перевозится около 90% всех пассажиров. Однако, следует учитывать тот факт, что в основном автобусами перевозят на относительно небольшие расстояния, а также, что в данную категорию включают и перевозки общественным транспортом.

Таблица 2 - Перевозки пассажиров по видам транспорта в РФ

Вид транспорта

железнодорожный

автобусный

внутренний водный

Если же учесть два параметра: дальность перевозок и количество перевозимых пассажиров, то первое место по пассажирообороту стабильно занимает воздушный транспорт (47,1% в 2016 году). На втором и третьем местах железнодорожный (27,23%) и автобусный (25,54%) транспорт.

Таблица 3 - Пассажирооборот по видам транспорта в РФ

Вид транспорта

пассажиро-

пассажиро-

железнодорожный

автобусный

внутренний водный

воздушный (транспортная авиация)

В целом, можно сделать следующий вывод: в России в сфере грузоперевозок по объему перевезенных грузов приоритетными являются автомобильный, железнодорожный и трубопроводный виды транспорта. Неоспоримым преимуществом автомобильного транспорта является высокая скорость доставки по средним ценам, в качестве недостатка следует отметить качество российских дорог, и, как следствие, недоступность для автомобильных перевозок некоторых регионов в весенне-осенний периоды. Что касается железнодорожного и трубопроводного видов транспорта, то в данном случае у них есть общее преимущество - в наличии имеется уже сформированная транспортная сеть, которая функционирует в рамках заданных направлений неизменно.

Больше всего пассажиров перевозится автобусами, однако данный вид транспорта может в основном перевозить большое количество людей на небольшие расстояния. Также следует отметить, что в большинстве случаев, когда дело касается общественного транспорта, особенно в регионах, альтернатив перевозки пассажиров практически нет.

В течение анализируемого периода грузооборот, хоть и не значительно, но увеличивается. Пассажирооборот, наоборот, сокращается, что обусловлено сокращением реальных доходов населения.

Список литературы:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/B16_5563/Main.htm (дата обращения 24.06.2017)

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама