THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Процесс самоопределения личности предполагает наличие эталонной базы процесса, которая является базовой и определяет качественные различия процесса самоопределения одной личности от другой. Личностная эталонная структура - ценностные ориентации индивида.

Ценностные ориентации является одним из образований в структуре сознания и самосознания человека, и вызывают ряд сущностных характеристик развития ее жизнедеятельности и ее самоопределение. Характеристики причиной тем, что представляет собой систему ценностей конкретной личности, какой спектр ориентаций в ней представлены по содержанию, направленности и психической значимости.

Существенным обстоятельством, обуславливающей психологическую значимость системы ценностей по отношению к процессу самоопределения является соотнесенность с социальными ценностями, при которых складывается определенная система ценностных ориентаций в обществе в целом и в каждой отдельной личности. Планируя свое будущее, намечая конкретные события - планы и цели, человек выходит с определенной иерархии ценностей, представленной в ее сознании.

Ценностные ориентации личности аккумулируют весь ее жизненный опыт и определяют производительность взаимоотношений с другими людьми, а также обеспечивают возможность такого ее становления, при котором личность, определяют как активный общественный объект, берет на себя всю ответственность за собственную жизнедеятельность, по ее последствия для общества и для самого себя, становится реальным творцом собственной судьбы и творцом судьбы сообщества к которой принадлежит.

Ценностные ориентации формируют жизненную позицию человека.

Влияние ценностной структуры на отношение к себе в процессе самоопределения является достаточно сложным. Отражая непосредственные отношения с другими людьми, их взгляды в процессе познавательно-практической деятельности, личность осознает свою собственную индивидуальность свое «Я» .Ставлення к себе невозможно без самосознания, поскольку личность воспринимает себя как объект в определенной системе отношений, в процессе социального взаимодействия с другими.

Ценностные ориентации является основой процесса самоопределения человека как по отношению (или отражают позицию человека) к своим желаниям, потенциальных возможностей и способностей, имеющихся физических и умственных качеств, и чертами характера и опытом, которые соотносятся с требованиями социальной среды. Они помогают идентифицировать свое место в обществе, сознательно определить свою меру вклада в общественную жизнь и взять на себя ви дповидальнисть за собственное же созидания.

Самоопределение - понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Профессиональное самоопределение. - Выбор профессии; личностное самоопределение. - Формирование представлений о жизни, мировоззрения.

Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Самоопределения личности выступает функционально-процессуальным ядром социализации личности, которое способно предусматривать реальное развитие личности и организовывать его поведение, необходимо выявление влияния ценностных ориентаций, формирующих внутр ню картину мира на процесс самоопределения личности.

Самоопределение личности - сознательное выявление: установление собственной позиции в различных жизненных ситуациях.

Особыми формами самоопределения личности является профессиональное самоопределение и самоопределения личности в группе.

Самоопределение личности в группе - особая форма избирательного отношения индивида к воздействиям группы, проявляющаяся в принятии ими одних групповых влияний и отрицании других в зависимости от собственных взглядов, оценок, убеждений, групповых норм и ценностей. По своей сути является альтернативой конформизма и нонконформизма. В нем отображается характерна для развития того коллектива позиция индивида, которая основывается на осознании необходимости действовать в соответствии со своими взглядами и ценностей, образовавшихся в группе при выполнении совместной деятельности. Самоопределение личности в группе является наиболее розповсюдженишою формой реакции личности на групповое давление.

Самоопределение профессиональное - выбор личностью вида будущей профессиональной деятельности, происходит на основе имеющихся у нее профессиональных склонностей, интересов и сложившихся способностей. Сущность с амовизначення профессионального заключается в осознании личностью соответствия своих возможностей психическим требованиям профессии, своей роли в системе социальных отношений и своей ответственности за выполнение обязательств, возникающих в связи со сделанным выбором. [Психологическая энциклопедия]

Профессиональное самоопределение это - многоаспектный процесс, невод Объемный от развития личности, важная составляющая жизненного, социального и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение происходит в течение нескольких возрастных этапов личности и обусловлено индивидуальными особенностями развития человека. Указанный процесс не завершается выбором профессии, а продолжается на этапах профессионального обучения и профессионального становления. Кроме того, проявляет свои закономерности в случае профессиональной переориентации и смены сферы деятельности. В современной психологической науке профессиональное самоопределение - необходимый и важный аспект профессионализации личности, сутью которого является поиск и достижение смысла в самоопределении и трудовой деятельности (независимо от того выбирают ее, овладевают или уже апробируют), а также структурирование и интеграция собственного профессионального будущего.

По определению психологического содержания профессионального самоопределения, с точки зрения В. Войтко. , согласно которой он состоит: «в осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности и предусматривает самооценку человеком индивидуально-психологических качеств и сопоставление своих возможностей с психологическими требованиями профессий специалиста; осознание своей роли в данной системе социальных отношений и своей ответственности за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей; саморегуляцию, поведения, направленного на достижение поставленной цели .

Настоящее требует от личности навыков быстрой адаптации к разнообразным явлениям социальной среды, умений принимать самостоятельные ответственные решения и преодолевать жизненные переломы активизировать личностный потенциал для самореализации и самоутверждения в различных сферах человеческой деятельности.

Результаты исследований, проведенных в 90-х гг. ХХ в. определили следующие особенности современной молодежи:

Сознательная потребность молодежи в получении знаний;

Выработка собственных взглядов и суждений, своей собственной позиции;

Формирование научного мировоззрения, расширение мировосприятия, появление теоретических интересов;

Стремление к самостоятельности, потребность в самоутверждении;

Внутреннее стремление к самореализации, определение жизненных перспектив;

Осознание личностью собственных возможностей по достижению цели в жизни;

Стремление жить на максимальном напряжении своих способностей;

Осложнения и обострения проблем, появление новых реалий, существенная поляризация взглядов, установок, ценностных ориентаций, связанных с нестабильностью современной жизни.

Работая над созданием своего жизненного мира, личность решает вопрос самопознания и самосовершенствования, разра ет и осуществляет оригинальный и неповторимый жизненный сценарий.

Жизнь личности - это решение противоречий, определение соотношения добра и зла смерти и бессмертия, необходимости и свободы.

Поиск ответа на данные вопросы образования качества жизни и жизненный мир каждого из нас.

Препятствия на пути самоопределения:

Внешние обстоятельства;

Низкий уровень культуры;

Отсутствие необходимых знаний и навыков для определения цели собственной жизни с учетом склонностей, интересов и способностей;

Отсутствие навыков принимать решения и осуществлять выбор жизненных приоритетов в скоротечном динамичном мире.

Идея культуры жизненного самоопределения - комплексное решение проблемы самопознания и самосовершенствования личности, формирования навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, профессиональное самоопределение, навыков ответственного поведения, умение принимать решения, определения и формирования активной гражданской позиции молодого человека.

Основа культуры жизненного самоопределения - это философское понимание культуры как общественного феномена, сочетающий многообразие человеческого бытия и деятельности, обусловленные уровнем его воспитания и образования.

Базовым компонентом культуры личности является ее самоопределение - процесс и результат сознательного выбора личностью своей позиции, цели и средств поведения в конкретных обстоятельствах жизни.

Основа самоопределение - ориентация на поиск механизмов понимания прежде всего - себе.

Услышать других людей, осмыслить их ценности сравнить позиции, уловить и прислушаться к своему собственному внутреннему голосу, осознать смысл собственного существования и водно время определить свое место в культуре и жизни.

Цель культуры жизненного самоопределения - заключается в формировании жизненных навыков социальной компетентности - основы для адаптивной и позитивного поведения, что в свою очередь позволяет человеку адекватно выполнять нормы и правила общественного сожительства, эффективно решать проблемы сегодняшнего дня.

4 базовые компоненты развития и становления личности. :

Стал ления к себе (личностное самоопределение)

Отношение к другим (самоопределение в коммуникативной сфере)

Отношение к деятельности (профессиональное самоопределение)

Отношение к окружающему миру (общественное самоопределение).

Профессиональное самоопределение - многомерный и много ступенчатый процесс, который можно рассматривать с разных точек зрения (Д. Сьюпер):

Как серию задач, которые общество ставит перед личностью, формируется и которые личность должна последовательно решить в течение определенного промежутка времени.

Как процесс поэтапного принятия решений с помощью которых индивид формирует баланс между своими преимуществами, наклонностями и потребностями существующей системы с другой.

Как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три точки зрения выделяют различные стороны дела: первый исходит из запросов общества; третий - из свойств личности, второй предусматривает способы согласования того и другого. Вместе с тем они взаимодополняющие.

В психологии развития профессиональное самоопределение делят на ряд этапов, продолжительность которых различна в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанных с ними поведения. Второй этап подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной интересной для него профессии. Третий этап захватывает подростковый и часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии. Различные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей, позже с точки зрения его систем ценностей.

Интересы, способности и ценности оказываются на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), более обобщенным и осознаются позже чем интересы и способности. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышают успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляя интерес.

Четвертый этап - практическое принятие решения, то есть выбор профессии, состоит из двух главных компонентов:

1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и продолжительности подготовки, к ней;

2) выбор специальности.

Выбор той или иной специальности зависят от объективных условий:

Социальное положение,

Материальное положение семьи

Уровень образования родителей.

Дети с более обеспеченных и образованных семей чаще всего идут путями родителей. Другие пытаются повысить свой социально профессиональный статус.

Чем выше уровень образования родителей тем больше вероятность, что их дети собираются продолжать обучение после школы, и их планы будут реализованы.

Многое зависит от социальной престижности профессии. Престиж той или иной профессии в общественном сознании находится в обратном отношении к ее массовости. Чем престижнее профессия, тем больше у него будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них придется отсеяться.

Профессиональная ориентация - сложная психологическая проблема. Существуют три главные теоретические направления. Первое направление исходит из идеи стабильности и практической неизменности индивидуальных качеств от которых зависят способы и успех деятельности; акцент делается с одной стороны на отборе и подборе людей, которые наиболее подходят к той или иной работы, а с другой - на подборе работы, которая наиболее соответствует индивидуальным качествам того или иного человека.

Второе направление исходит из идеи направленного формирования способностей, считая, что у каждого человека можно так или иначе выработать нужные качества.

Недостатком этих направлений является то, что индивидуальность и трудовая деятельность рассматриваются как независимые и противостоящие друг другу величины одна из которых обязательно подчиняет себе другую.

Третье направление - ориентация на формирование индивидуального стиля деятельности. Он основан на определенных положениях:

Утверждается, что существуют устойчивые, не воспитываются личные качества, значимые для успеха деятельности.

Возможны различные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

Существуют широкие возможности преодоления слабой определенности отдельных способностей за счет упражнений или их компенсации средствами других способностей или способов работы (пониженную скорость реагирования можно компенсировать повышенным вниманием к подготовленных мероприятий, предусмотрительностью, снижение активности в монотонной обстановке возможно компенсировать тем, что человек искусственно разнообразит деятельность - меняет порядок действий или представляет, что объекты меняют цвет и т.д.)

Формирование способностей необходимо осуществлять с учета индивидуального своеобразия личности, то есть внутренних условий развития, с учетом внешних условий.

В выборе профессии очень важно профессиональная консультация. Однако большее количество старшеклассников выбирает профессию более менее стихийно.

Весомые факторы профессионального самоопределения - возраст, в котором проходит выбор профессии, уровень информирования молодого человека.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Проблема заключается не столько в его продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует две опасности. Первая - откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием выраженных интересов. Эта задержка сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций юношей.

Попытки родителей ускорить этот процесс путем психологического нажима дает негативные результаты, вызывает у детей рост тревожности, иногда отказ от самоопределения, нежелание вообще, что-то выбирать. Помощь здесь может быть только органическим - своевременное течение всего обучения расширения кругозора и интересов подростка ознакомления его с различными видами деятельности и практическое привлечение к труду.

Процесс профессионального самоопределения охватывает очень продолжительный период жизни человека - от появления профессиональных интересов и склонностей в детстве до окончательного утверждения в сфере профессиональной деятельности в зрелые годы.Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах.

На протяжении этого времени происходит не только профессиональное, но и социальное, а также и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На личность воздействует очень широкий спектр различных, часто противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.

В настоящее время исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных: а) с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; б) с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; в) с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда. Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути.

Исследование жизненной перспективы молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности реализации междисциплинарного подхода, поскольку в содержании жизненной перспективы сконцентрированы ценности и нормы социальной среды, в которой формируется личность. Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии, отделяющий период неограниченных, но абстрактных возможностей профессиональной самореализации от реальной, но ограниченной перспективы профессиональной деятельности. Именно в этом смысле “самоопределение - одновременно и самоограничение”.

Старший школьный возраст - это период формирования ценностных ориентации человека, которые в дальнейшем будут определять его отношение к профессиональной и другим сферам деятельности. Среди этих ориентации выделяются одна или несколько наиболее значимых для личности, определяющих главные направления жизненного пути. И если выбор профессии не соотносится с этими ориентациями, то он, вероятнее всего, окажется неудачным. Поэтому в описаниях профессий наряду с информацией об условиях и содержании труда, о качествах, требуемых от работника, и другими характеристиками профессии, необходимо выделить специальный раздел, посвященный ценностно-ориентационному аспекту данной профессии, что, по сути, и будет непосредственным профориентационным воздействием. Различные профессии могут в разной степени способствовать реализации тех или иных ценностных ориентации личности.

В профессиональной информации не принято говорить о трудностях и проблемах, которые могут ожидать человека, избравшего ту или иную профессию. По-видимому, здесь срабатывает принцип рекламы, который накладывает запрет на недостатки и целиком сосредоточен на достоинствах того, что необходимо сбыть в данный момент. Однако профессия - не совсем тот “предмет”, с которым, как правило, имеет дело реклама. Даже если на какое-то время привлечь человека к профессии, акцентируя его внимание только на достоинствах ее выбора, то в дальнейшем его неподготовленность к возможным трудностям может только усугубить ситуацию недостаточно взвешенного и продуманного выбора.

Молодежь должна ясно осознавать и преимущества, и трудности, связанные с выбором профессии, и на основании объективной информации принимать продуманное решение, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. В этом случае профессиональная деятельность будет представлена как сложная, в ряде моментов противоречивая сфера самореализации личности, поскольку многие сами по себе положительные ценности, которые молодой человек предполагает реализовать во внепроизводственной деятельности, могут вступить в противоречие с требованиями профессии.

Таким образом, проблема несоответствия профессиональных намерений старшеклассников реальной профессиональной структуре могла бы быть вполне успешно разрешена, если бы ориентация на высшее образование не была безусловной доминирующей ценностью, а рассматривалась самими школьниками как одна из возможных линий профессиональной деятельности наряду с другими возможностями, предоставляемыми профессиями, не требующими высшего образования. И здесь решение вопроса упирается в проблему формирования жизненной перспективы. Одно дело, если с конкретной профессией, обязательно предусматривающей высшее образование, связаны основные жизненные ценности и цели человека, тогда совершенно оправданно его стремление во что бы то ни стало поступить в вуз по конкретной специальности. И совсем другое дело, когда высшее образование - самоцель, дань стереотипам, прочно утвердившимся в общественном сознании. Тогда ближайшие жизненные планы, даже если они реализуются, вступят в неминуемое противоречие с долговременными жизненными целями и ценностными ориентациями. Уровень образования обязывает ко многому, в первую очередь к более сложным и ответственным профессиональным обязанностям, наконец, просто к поддержанию определенного культурного образца, ожидаемого окружающими от человека, имеющего высшее образование.

Расширение круга интересов личности во внепрофессиональной сфере жизни соответственно сказывается и на удельном весе профессиональных интересов. Чтобы он не уменьшался, необходимо постоянно расширять горизонты профессиональной перспективы, теснее увязывать ее компоненты с жизненной перспективой личности в целом. Разумеется, выбор профессии в значительной степени определяется социальными факторами, воздействием макро- и микросреды, в которой формируется личность. Влияние этих факторов на профессиональное самоопределение молодежи рассматривалось в многочисленных социологических исследованиях. В них раскрывается роль семьи, школы, сверстников, средств массовой информации и других общественных институтов на формирование молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения. Обращаясь к анализу факторов внешней среды, нельзя упускать из виду, что речь в конечном счете идет именно о самоопределении - о процессе, в котором человек сам определяет свою профессию и дальнейший жизненный путь, т.к. самоопределение профессиональное неразрывно связано с самоопределением личностным.

В профориентации традиционно выделяются следующие направ­ления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация (Климов Е.А. Психология профессиональной деятельности). Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе про­фессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ори­ентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация и профконсультация - это «ориентирова­ние» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопреде­ление больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливают­ся. Если же попытаться развести их, то можно выделить два прин­ципиальных отличия между профессиональным и личностным са­моопределением: Прежде всего, профессиональное самоопределение - более кон­кретное, его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное же самоопределение - это более сложное по­нятие (диплом «на личность», по крайней мере психически здо­ровым людям, пока еще не выдают).

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) (Пряжников, 1999. С. 45-46). Профессиональное самоопределение больше за­висит от внешних (благоприятных) условий, а личностное само­определение - от самого человека, и часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои по­являются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпо­хи, полные «соблазнов» и так называемого «счастья» с застывшими улыбками (когда всем «положено» быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, и для которых самое неприемлемое - это радость «чавкающей от счастья» массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные слож­ности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития. При этом у истинных героев появляется воз­можность ставить сложные проблемы при относительно обеспе­ченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элемен­тарном пропитании и т. п. Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочти­тельнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в труд­ные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопре­деление часто обрекает человека на настоящее одиночество, не­понимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше ос­торожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональ­ному самоопределению).


Понятие «карьера» широко распространено на Западе (напри­мер, в США профориентация часто называется «психологией ка­рьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» - это успех в какой-либо деятельности, но с некото­рым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это «определенная после­довательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работ­ник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)». Такое понима­ние близко к жизненному самоопределению в русской традиции (Пряжников Н.С.,2001,Глава X.)

Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера - это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться "на зуб" су­мевшим сделать блестящую карьеру "волкам" экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши Конкуренты, ваши завистники - коллеги... ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда».

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального са­моопределения (Головаха Е.И., 1988), - «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», который может быть осуществлен «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии, как достаточно конкретный жизненный дар не будет опосредован отдаленными жизненными целями» Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматри­вается как «чередующиеся выборы»).

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореали­зация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие ученые связывают са­мореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой де­ятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что са­моактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявля­ется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмеча­ет, что «смысл самоопределения - в способности человека стро­ить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении по­стоянно переосмысливать собственную сущность».

Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самооп­ределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосозна­ния); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (В. Франкл): «полноценность человеческой жиз­ни определяется через его трансцендентность, т. е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жиз­ни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самооп­ределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Н. А. Бердяев в работе «Самопознание» писал о том, что на пороге отрочества и юности он осознал: «искание смысла уже дает смысл жизни».

Таким образом, сущность профессионального самоопределения - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

Правда, по В. Франклу получается, что смысл нельзя по­строить заново, его можно только «найти». Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения.

При более творческом подходе к своей жизни, сам смысл со­здается человеком заново. Именно в этом случае человек превра­щается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто вы­ступает как проводник каких-то «высших» смыслов.

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяю­щегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравствен­ных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объе­динены единой идеей... Можно условно выделить некоторые вари­анты смысла самоопределения, предназначенные для общей ори­ентировки как самоопределяющегося клиента, так и самого психолога-профконсультанта.

Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, ко­торая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствие с затраченны­ми усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество).

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятиям профессиональное и личностное самоопределение.

2. Что такое самореализация?

3. Назовите два уровня профессионального самооп­ределения.

4. Чем отличается профессиональный выбор от профессионального самоопределения?

5. Охарактеризуйте понятие «профессиональная карьера»?

Введение

Субъект профессионального самоопределения и основные этапы его развития

Основные факторы профессионального самоопределения

Социально-психологические и профессиональные "пространства" самоопределения личности

Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

Заключение


Введение

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими понятиями, как "самоактуализация", "самореализация", "самоосуществление", "самотрансценденция". Причем самореализацию, самоактуализацию и т. п. часто связывают с трудовой деятельностью, с работой, а именно - с нахождением смысла в своей работе.

Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы пустота). Поэтому не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое достижение).

При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то "высших" смыслов.

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей.

самоопределение личность планирование карьера

1. Субъект профессионального самоопределения и основные этапы его развития

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А.Климова (1996):

) стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

) стадия игры (от 3 до 6 -8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя), что является важнейшим условием будущей социализации.

Д. Б. Эльконин, вслед за Г. В. Плехановым, писал о том, что "игра - это дитя труда", и сама детская сюжетно-ролевая игра возникла тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда.

В современном мире все чаще наблюдается ситуация, когда дети в своих играх все меньше воспроизводят деятельность взрослых. Вероятно, это связано с усложнением мира взрослых, когда утрачиваются прямые взаимосвязи качества и общественной полезности труда, с одной стороны, и уровня жизни работников, с другой стороны, когда даже деньги (в виде зарплаты) часто не отражают вложенного в них труда;

) стадия овладения учебной деятельностью (от 6 -8 до 11 - 12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, что ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы;

) стадия "оптации" (от лат. optatio - желание, выбор) (от 11 - 12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечает сам Е. А. Климов, оптация - это указание не столько на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии;

) стадия адепта - профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ;

) стадия адаптанта - вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2 - 3 лет;

) стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уроне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как "своего среди своих", т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член ("интер-" и означает: вошел "внутрь", стал "своим");

) стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне;

) стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души).

Таким образом, высший уровень развития любого специалиста - это педагогический уровень. Именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником, Учителем, - это высший уровень профессионального развития.

. Основные факторы профессионального самоопределения

Е. А. Климов предлагает интересную модель - "восьмиугольник основных факторов выбора профессии", которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка:

) учет своих склонностей (по сравнению с интересами склонности более устойчивы);

) учет способностей, внешних и внутренних возможностей;

) учет престижности выбираемой профессии;

) учет информированности о ней;

) учет позиции родителей;

) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников;

) учет потребностей производства ("рынка");

) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей - с личной профессиональной перспективой (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов.

В работе со школьниками факторы выбора профессии обозначаются в виде восьмиугольника, а при оценке (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами (например, если ЛПП строится без учета данного фактора, то линия не проводится).

В таком виде "восьмиугольник основных факторов выбора" наглядно отражает характеристики консультируемого подростка и позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблем.

. Социально-психологические и профессиональные "пространства" самоопределения личности

Наиболее популярная на сегодняшний день в России типология профессионального и личностного самоопределения предложена Е.А.Климовым. Он выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предметом труда:

) человек - природа;

) человек - техника;

) человек - знаковые системы;

) человек - человек;

) человек - художественный образ.

В зарубежных типологиях часто выделяются похожие сферы труда. Но при этом добавляется и нечто новое: например, такой "тип профессиональной среды" как "предпринимательский" (у Д.Холланда), а в более ранних типологиях - еще и сферы "политики" или "религии" (у Э.Шпрангера) и т.п. Анализ типологий показывает, что они во многом отражают культурно-историческую ситуацию, сложившуюся в данном обществе.

Профконсультант может подобрать наиболее адекватную ситуации типологию либо специально разработать новую типологию, либо поискать какую-то универсальную типологию, адекватную разным культурно-историческим ситуациям.

Варианты планирования профессионального развития

Для начала полезно разобраться в том, чем принципиально различаются понятия "профессиональный выбор", "личный профессиональный план" и "личная профессиональная перспектива".

Профессиональный выбор ориентирован на ближайшую перспективу. Например, выбор конкретного профессионального учебного заведения. Далее может быть выбор (уточнение) специальности, кафедры, факультета. В ходе обучения могут возникнуть и другие выборы: научного руководителя, места производственной практики, различных спецкурсов и т.п. По окончании - выбор места работы.

Таким образом, вся карьера - это чередующиеся выборы.

Следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь. Даже неудачный выбор можно во многом подкорректировать другими (последующими) выборами. Хотя, конечно, лучше поменьше делать неудачных выборов.

Профессиональный план - это четкая последовательность действий по достижению конкретных целей: можно спланировать по встречу с профконсультантом и т.п. План часто позволяет представить сложные (на первый взгляд) профессиональные цели в виде более простых действий (или задач), которые вполне понятны и просты в реализации.

Профессиональная перспектива более обобщенна, она обычно бывает ориентирована на отдаленное будущее, поэтому - менее конкретна. Профессиональная перспектива обычно более оптимистична (само слово - "перспектива" содержит в себе что-то хорошее, желательное). Часто именно на основе перспективы разрабатываются различные (более конкретные) планы. При этом перспектива может быть одна, а планов для реализации этой перспективы - несколько. И здесь уже возникает проблема выбора наиболее удачных планов.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Каждый раз он как бы задает себе вопрос: а позволит ли данный выбор, план или перспектива прийти к желаемому образу жизни, к успеху?

Рассмотрим основные варианты планирования профессионального развития.

Целевой вариант

Человек больше ориентируется на сложные и престижные цели, но мало учитывает свои реальные возможности. Поэтому данный вариант можно назвать "романтическим". Часто такие планы бывают труднореализуемыми, поэтому профконсультанты пытаются переориентировать клиентов на более реалистичные цели. Но иногда, если клиент - сильная личность, сложные цели могут мобилизовать его и он быстро расширяет свои возможности (работает над собой) для того, чтобы реализовать даже такие сложные планы. Но это получается не у всех.

Реалистический вариант

Человек, наоборот, не ставит перед собой сложные цели, а больше учитывает свои реальные возможности и как бы подбирает профессиональные цели под эти возможности. Обычно такие скромные цели человек достигает, хотя нередко и сожалеет о том, что даже не попробовал достичь более интересные и сложные цели. Иногда бывает и так, что человек, уже начав реализовывать такие планы, обнаруживает более интересные возможности. И тогда могут появиться другие, более сложные выбор и планы, т.е. вполне допустима корректировка планов.

Событийный подход

В его основе лежит интересная идея о том, что вся жизнь - это череда взаимосвязанных (и взаимодетерминированных) событий. Событие понимается как относительно компактное по времени, но очень важное (значительное, яркое) для всей жизни человека. Нередко уже зрелые или пожилые люди, вспоминая свою жизнь, выделяют именно такие яркие события (всю жизнь во всех ее деталях вспомнить довольно сложно). Иногда даже говорят, что если в жизни не было таких событий, то и жизнь не получилась. Имеется интересная методика, где из событий прошлого, настоящего и предполагаемого будущего выстраивается "жизненная транспектива", которая потом анализируется вместе с клиентом и определяются (а иногда - и планируются) наиболее важные события жизни.

Сценарный подход

В его основе - типичные жизненные сценарии, ориентируясь на которые многие люди планируют свою жизнь. Эти сценарии задаются данной культурой и являются своеобразными образцами, по которым можно жить. Особенность многих сценариев состоит в том, что общество одобряет большинство из них, поэтому человек, который планирует свою жизнь по таким образцам, понятен окружающим и у него гораздо меньше проблем, чем у тех, кто планирует жизнь как-то необычно, самобытно, творчески. С одной стороны, человек не реализует свое право быть субъектом самоопределения, поскольку следует уже готовым образцам. Но, с другой стороны, большинство людей и не готовы быть полноценными субъектами самоопределения - это, к сожалению, реальность, связанная и с недостаточной профориентационной работой. И таким людям готовые сценарии часто помогают хоть как-то самоопределиться в нашем сложном мире. У них, правда, еще остается возможность выбора наиболее привлекательного сценария, т.е. хоть какую-то субъектность в самоопределении они проявляют.

Творческий вариант

Здесь в основе - стремление построить жизнь самобытную, мало на что похожую. Чем оригинальнее профессиональные и жизненные планы и их реализация, тем они интереснее для окружающих, и тем больше у человека оснований гордиться уникальностью своей жизни (а значит, он прожил не зря). Главная проблема при реализации такого творческого подхода состоит в том, что окружающим это мало понятно, и нередко творческий человек бывает одинок, а то и осуждаем со стороны большинства окружающих. Например, творческому человеку не интересно жить без переживаний, без неожиданных поворотов судьбы, без внутренних или внешних проблем, которые надо преодолевать и т. п. Но всем ли это интересно?

И, тем не менее именно такой вариант пропагандируется многими мыслителями гуманистического направления и даже рассматривается в качестве некоего идеала самоопределения, самореализации, самоактуализации, самотрансцендентности и т.п.

Для большинства такой "идеал" сложен и непривлекателен. Поэтому в реальной профконсультационной работе психолог должен говорить о таком варианте планирования профессионального развития очень осторожно. Однако не сказать об этом тоже нельзя.

4. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

Е.А.Климов выделяет следующие основные затруднения и ошибки при выборе профессии.

Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий. Это порождает ощущение "фатальности" выбора. Когда неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. На самом деле вся жизнь - это постоянно чередующиеся выборы (по Д.Съюперу). Еще К.Маркс выступал против "призвания", закрепляющего человека за определенной трудовой функцией и призывал к тому, чтобы человек в ходе жизни постоянно осваивал все новые и новые виды деятельности, поскольку именно это обеспечивает его гармоничное развитие. Он даже писал, что "природа крупной промышленности требует постоянного движения рабочей силы", когда "каждые пять лет работник вынужден будет менять профессию", что связано с постоянным изменением и развитие самого производства. Частично прогнозы К. Маркса подтвердились, и на современных предприятиях успешные карьеры чаще складываются у тех, кто осваивает хотя бы смежные профессии.

Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются "постыдными", предназначенными для людей "второго сорта". Данная проблема сложна, но надо понимать, что каждый труд важен для общества. На Западе все чаще такие непрестижные профессии, как мусорщик, оплачиваются довольно высоко и, наоборот, работники престижных творческих профессий далеко не всегда получают высокие зарплаты. Одно из объяснений: сама творческая работа уже является высокой наградой и потом, если все захотят быть престижными творцами, то кто будет мусор убирать? По поводу мусора можно также заметить, что культура вообще начинается с того, что производимый мусор не оставляют, а убирают, или энергия мусора как-то аккумулируется в иное качество.

Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такие же профессиональные выборы, как и они, - это называется выбор "за компанию". И если товарищ даже обосновал для себя свой выбор, то это не означает, что и его друзья должны за ним следовать. Все-таки у каждого человека должен быть свой выбор, свое счастье.

Перенос отношения с человека - представителя той или иной профессии - на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый - прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые - прекрасные люди. Хотя известно, что часто в творческих профессиях работают люди с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах (зависть, склоки, откровенную травлю наиболее творческих работников и т.п.). И общаться с такими людьми довольно сложно. Поэтому, в дальнейшем могут возникнуть сильные разочарования. Далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей. А прекрасные (умные, порядочные) люди есть в каждой профессии, в том числе и в среде ученых.

Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолога школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом он может не учитывать, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует принимать во внимание все разнообразные характеристики будущей профессии.

Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные предметы должны выполнять и профориентационную роль, т.е. ориентировать школьников в соответствующей профессиональной деятельности. Но на практике многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от жизни. Например, история как учебный предмет далеко не всегда соответствует работе настоящего историка, буквально страдающего (имеются в виду "творческие муки", которые являются естественным и даже счастливым состоянием для ищущего человека) от неспособности понять специфику той эпохи, в которую он сам живет. Само образование обычно носит более консервативный (и даже догматичный) характер: учеников и студентов больше знакомят с консервативной частью данной науки или данной сферы производства, тогда как реальная практика больше ориентирована на решение конкретных проблемных вопросов. И решение этих проблемных практических вопросов предполагает особые сложности профессионального общения с коллегами, руководителями, заказчиками, клиентами и другими людьми, о чем в школе говорят явно недостаточно.

Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Е.А.Климов имеет в виду то, что многие технические профессии ранее включали значительный элемент "ручного" и даже рутинного труда, а также были связаны с не очень благоприятными условиями (повышенной загрязненностью, шумом, травмоопасностью и т.п.). На многих современных предприятиях работники трудятся в гораздо более комфортных (эргономичных) условиях, даже появился термин "синие воротнички", - т.е. можно работать если и не в белых рубашках, то вполне прилично одетыми. Ведь на современном производстве все больше технологических процессов автоматизируются и не требуют, как раньше, больших физических и психофизиологических затрат.

Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, отмечает Е.А.Климов. Но явный не учет своих склонностей и своей готовности нередко приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящим удовлетворение и счастье человеку.

Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости, может не только вызвать у неподготовленного человека нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.

Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, и тогда при внешней видимости активности результат может оказаться неудачным. Здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале - систематическая профориентациионая работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность в поиске тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь сделать правильный профессиональный и жизненный выбор.

К типичным ошибкам, выделенным Е.А.Климовым, можно добавить и следующие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей.

В поиске консультантов и советчиков нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут довольно высокие гонорары. Однако не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.

Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Например, в процессе платного консультирования, психолог для того чтобы как-то оправдать свои высокие гонорары строит взаимоотношения с клиентом на откровенной манипуляции (очаровывает его и навязывает свои выборы или забалтывает красивыми разговорами, а то и просто банально тестирует его с помощью экзотических зарубежных тестов и выдает наукообразные, но малообоснованные рекомендации). Не стоит настороженно относиться к профконсультантам (в том числе и к частнопрактикующим), но, по возможности, следует иногда и перепроверять их рекомендации, а главное - понимать, что ответственность за выборы лежит на самом самоопределяющемся человеке.

Неспособность и нежелание задумываться о перспективах развития общества (и производства). Нередко выборы делаются с ориентацией на сегодняшний день, когда востребованы профессии, которые в дальнейшем могут оказаться избыточными (по законам рынка, когда чего-то слишком много, то это теряет свою ценность и "рыночную цену") или появится потребность в других профессиях. Сложность подобных прогнозов социально-экономического развития общества часто связана с боязнью реально взглянуть на ситуацию. Поэтому полноценное самоопределение - это в том числе и преодоление в себе страха размышлять о проблемах того общества, в котором человек и собирается найти свое место.

Заключение

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А.Климова. Он предлагает интересную модель - "восьмиугольник основных факторов выбора профессии", которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка: учет своих склонностей (по сравнению с интересами склонности более устойчивы); учет способностей, внешних и внутренних возможностей; учет престижности выбираемой профессии; учет информированности о ней; учет позиции родителей; учет позиции одноклассников, друзей и сверстников; учет потребностей производства ("рынка"); наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей - с личной профессиональной перспективой (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов.

Наиболее популярная на сегодняшний день в России типология профессионального и личностного самоопределения предложена Е.А.Климовым. Он выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предметом труда: человек - природа; человек - техника; человек - знаковые системы; человек - человек; человек - художественный образ.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека.

Е.А.Климов выделяет основные затруднения и ошибки при выборе профессии.

Список использованной литературы

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - С. 356.

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - С. 320.

Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М., 1999. - С. 359.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М., 2001. - 456.

Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2001. - С. 189.

Психология профессионального самоопределения. Климов Е.А.

М.: Академия, 2004 - 304 с.

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Формат: djvu / zip

Размер: 3,08 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ «ПРЕДНАСТРОЙКИ», ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Глава 1. О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса
1.1. Трудности ориентации
1.2. Трудности познания обсуждаемой предметной области
1.3. Дилемма жизненного пути
1.4. Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании
Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности
2.1. Некоторые общие положения
2.2. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции педагога, родителя
2.3. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции врача
2.4. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения
2.5. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения
2.6. О соотношении понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация»
Глава 3. Взаимное соответствие человека и его работы
3.1. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности
3.2. Индивидуальный стиль деятельности как выход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы
Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения
4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением
ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
Глава 5. Понятие «профессия»
5.1. Профессия как общность
5.2. Профессия как область приложения сил
5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности
5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
5.5. Профессия как исторически развивающаяся система
5.6. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом
Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения
6.1. Обзорная классификация продуктов профессионального труда
6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности
6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности
6.4. Обзорная классификация условий деятельности профессионала
6.5. О разнообразии средств деятельности
6.6. Обзорная классификация средств деятельности профессионала
6.7. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
7.1. Общие положения
7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий
7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий
7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий
7.5. Четвертый ярус классификации. Группы профессий
7.6. Понятие «формула профессии»
7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования
Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов
8.1. Общие положения
8.2. Описательные психологические характеристики типов профессионалов

«Человек-природа» (П)
О представителях профессий типа
«Человек-техника» (Т)
О представителях профессий типа
«Человек-человек» (Ч)
О представителях профессий типа
«Человек-знаковая система» (3)
О представителях профессий типа
«Человек-художественный образ» (X)
8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека
ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда
9.1. Дошкольный онтогенез
9.2. Школьный онтогенез
Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
10.1. Проблема «предначертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути
10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»
Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития
11.1. Некоторые общие положения
11.2. Биографические кризисы
11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала
Заключение
Приложение. Примерные краткие описания профессий для профессионального просвещения учащихся
Профессии типа «Человек-живая природа»
Профессии типа «Человек--техника и неживая природа»
Профессии типа «Человек-человек»
Профессии типа «Человек-знаковая система»
Профессии типа «Человек-художественный образ»

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама