THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В рамках спецпроекта « МедиаПрофи » Артём Самойлов, музыкальный редактор Radio ROKS, рассказал МедиаБизнес у о технической и творческой стороне работы, о том, кто решает судьбу Beyonce в эфире и откуда берутся люди профессии музыкальный редактор на радио. Напомним, первый цикл «МедиаПрофи» посвящен теме радио и реализуется совместно с Радиокомитетом.

Существует мнение, что музыкальный редактор – это именно тот человек, который решает, что в этом часе будет звучать, допустим.

Ну это – слишком громкое заявление, что я решаю судьбу Beyonce в эфире (смеется). В любом случае у каждой радиостанции есть определенный набор музыки и набор правил, по которым она попадает в эфир, то есть, ротируется. Конечно, конкретно нигде не написано, что в десятом часе должна обязательно попасть в эфир группа Rolling Stones. Но есть некоторое правило, по которому в этот час может попасть 10 песен и первая на очереди стоит Rolling Stones. Значит, она и попадает в эфир. В следующей подобной ситуации в эфир попадет песня, которая стоит второй в очереди и т.д.

- Кто создает эти правила?

Руководство станции, в том числе – и музыкальный редактор. Мы определяем наши задачи и решаем, что нам нужно, чтобы их реализовать. Но даже при соблюдении одинаковых правил, как я уже говорил, разные люди будут создавать разные по звучанию станции.

- Откуда берутся люди вашей профессии? Учат ли в нашей стране на музыкальных редакторов?

Так исторически, наверное, сложилось, что справлялись без профессиональных курсов и учебных программ. В период становления отрасли первые музыкальные редакторы действовали почти вслепую. Теперь радиостанции наработали опыт и требования к профессии и эфиру. И мы самообучаемся, так как стало проще узнать, что делают люди в тех же Штатах, где занимаются коммерческим радиовещанием по тридцать - сорок лет. Они приезжают сюда, делятся опытом. Да и между собой в Киеве мы общаемся в профессии. Бывает, что у тебя есть задача, которую нужно решить. А коллега с ней столкнулся раньше и у него есть готовое решение, простое и классное. Или наоборот кто-то говорит: у нас есть проблема, бьемся - никак не можем сделать. А ты говоришь – да это просто, 15 минут – и готово, потому что уже знаешь, как. Конечно, хороший музыкальный редактор, технически подкованный, решит любую задачу. Однако, если есть готовое решение, которое сэкономит время и силы, то почему бы его не использовать? Получается, что обучение есть, но не классическое. А через обмен опытом внутри профессии.

- А как ты сам пришёл в профессию?

Как и 90% музыкальных редакторов, я работал до этого на радио. Сначала - ведущим эфира, потом – на других должностях. Однажды возникла ситуация, когда увольнялся музыкальный редактор, и нужно было искать ему замену. Для меня эта работа была интересной и технически несложной, в виду того, что я по образованию – программист, и опыт работы с программированием у меня был. Руководство предложило попробовать себя в этом направлении, и я согласился.

У меня было ощущение до интервью, что музыкальный редактор – это творческая профессия, а мы говорим о программировании…

Творческая, конечно. Просто с одной стороны программирование – это набор четких правил, по которым строится эфир радиостанции: мы берем это, это и это, и сочетаем. И, уже если подходить к этому глобально, не такая уж большая разница, программируешь ли ты сайт скриптами или эфир песнями. Это все – программирование, планирование.

Но, с другой стороны, – процесс творческий. Как в кулинарии – есть рецепт и есть повар. Два разных повара из одних и тех же ингредиентов могут ведь сделать, если не абсолютно разные, то уж точно очень отличающиеся друг от друга блюда. Так и у нас – есть правила, но по этим правилам два разных музыкальных редактора могут сделать две совершенно разные станции.

На тот момент программирование было для меня не новым. Только помимо разработки программ, я занялся и эфирным программированием. Это очень интересно на самом деле – ты программируешь эфир, а потом слышишь, как это все звучит. Не скажу, что было просто, зато очень интересно.

- А как ты поначалу учился профессии музыкального редактора?

Учился несколькими способами. На тот момент у меня уже были коллеги, знакомые, друзья, которые работали музыкальными редакторами долгое время. И первое время я им очень надоедал. В каждой работе есть стандартные «грабли», на которые все новички наступали, наступают, и будут наступать. И которые лучше, по возможности, обойти.

- Например?

В основном - технические какие-то моменты, правила. А как это сделать? А как то? Кто-то дошел до этого своим умом, шишками и опытом за несколько лет. Я старался этот этап проскочить с минимальными потерями.

- А что это за моменты, правила?

Например, как часто можно ставить ту или иную песню, какую музыку мы ставим утром, какую - вечером и так далее.

Легенда ВВС Тони Блэкборн в интервью в честь своего юбилея сетовал на то, что список песен для ротации у британских вещателей очень узок, что его нужно расширять. Насколько наши радиостанции ограничены в данном вопросе?

У нас он, скажем так, оптимальный, этот набор песен в плей-листе. Оптимальный и для того, чтобы ощущалось разнообразие, и, в то же время, чтобы ожидания радиослушателя оправдывались. Многое зависит, конечно, от радиостанции. Я, к примеру, не приветствую «случайных песен».

- В каком смысле – «случайных»?

Это когда песня попадает в эфир по критерию «тоже хорошая песня», «пусть будет». Иногда слушаешь радио и не можешь понять, почему вот эта песня здесь появилась, именно в этом месте эфира этой радиостанции. Вроде бы, она и неплохая, хорошо спета, качественно сведена, но дело в том, что слушателям данной станции она как-то не очень – то и нужна. И мы пытаемся балансировать между тем, чтобы эфир был узнаваем, и тем, чтобы он не стал однообразным. Важно попадать каждой песней в ожидание слушателя, не важно, новая она или старая. Конечно, всегда можно загнать себя в рамки, которые будут надоедать, или наоборот – расширить их настолько, что станция перестанет быть узнаваемой и, в итоге, любимой.

Какие сегодня выдвигаются требования к работе музыкального редактора? Знание музыки, знание техники, знание основ программирования… Что еще?

Техническое образование, на самом деле, совершенно не обязательно. Так удачно получилось, что у меня оно было и да, в некоторых моментах оказалось проще. Но есть масса примеров, когда в этой профессии работают люди с гуманитарным образованием и делают радиостанции уж точно не хуже. Технической части можно как раз научиться.

И, все-таки, если бы тебе пришлось подбирать человека на вакансию музыкального редактора, какими были бы твои требования к кандидату?

Я бы настаивал на опыте работы на радио в программной части – ведущим эфира, продюсером и т.д. У такого человека уже имеется какая-то картинка эфира, которая на должности музыкального редактора только расширяется и дополняется. Теоретически можно взять человека с улицы с большим желанием работать и научить «от и до». Но на это нужно время, которого, как правило, нет, потому что вакансия открывается тогда, когда текущий музыкальный редактор собрался уходить. И у нас нет года, двух, чтобы человек с улицы вник. А,когда человек поработал год-два-три в эфире, он видит, как стоят песни, уже понимает систему. И все, что меняется, когда он становится музыкальным редактором – он начинает этой системой управлять.

Кроме того, эта работа требует некоторой усидчивости. Одно дело ты – ведущий шоу, яркий, зажигательный, отработал 3 часа эфира - и ушел. Такой человек вряд ли будет работать музыкальным редактором. Здесь работу нужно делать не спеша, очень тщательно.

- Что входит в обязанности музреда? Это – профессия с режимом 24 часа Х 7 дней в неделю

- А как обычно эти новые песни набираются, из каких источников?

В зависимости от радиостанции. Если это Radio ROKS, то смотрим чарты. Допустим, нас интересует музыка 70-х -80-х – смотрим чарты тех годов - не упустили ли мы какую-то песню. Такая кропотливая техническая работа. Еще есть постоянная работа с музыкой по редактуре. Например, после песни можно поставить одну отбивку «Radio ROKS!», а можно – вторую, третью и т.д. Можно подождать, пока песня закончится, а можно ее как-то интересно обрезать.

- Раньше это делали, вроде бы, ведущие прямого эфира…

Где-то это делают ди-джеи и до сих пор, а у нас - музыкальный редактор. Я знаю такую схему, когда музыкальный редактор просто загружает некоторое количество песен для каждого часа, а ведущий сам их расставляет в рамках каждых 60 минут, сам подбирает перебивки и решает, как обрезать песню или не обрезать ее вообще. А у нас для каждой песни есть оптимальные разметки, сделанные музыкальным редактором – здесь обрезаем песню и ставим такую-то перебивку. Но, если диджей видит, что он в каком-то случае может сделать не оптимальный, а идеально красивый вариант, то может эту разметку немного подправить, то есть, сдвинуть перебивку и дать песне дальше позвучать или сделать ее короче, обрезать.

У нас все стыки песен по умолчанию хорошие. Они проверенные, отслушанные не один раз. Но бывает, что что-то можно улучшить единоразово именно в стыке этой и этой песни именно сейчас. В этом – прелесть живого человека в эфире, процесс ведь творческий.

Ты говоришь об обрезке песен, а как обстоят дела с их микшированием? Это делают люди, выстраиваешь ты или специальная программа делает микс?

Мы не занимаемся микшированием, потому что, во-первых, наш формат - рок-песни, которые люди хотят слушать от начала и до конца, так как это - завершенное произведение. Поэтому наша задача - красиво завершить песню, сказать то, что нужно или поставить перебивку с позывными радиостанции и красиво выйти на следующую песню. Возможно, это облегчает нам задачу - что не нужно подбирать жесткий микс. На других радиостанциях эта задача может быть критичной

- Сколько времени уходит на составление плей-листа?

Может быть час. А может быть и весь рабочий день. По разному. Есть регулярный день вещания – ночь, утреннее шоу, линейные ведущие, вечер. А бывают – специальные эфиры, когда все элементы дня нужно выстраивать практически с нуля. Например, в эфире запланировала онлайн-трансляция концерта. Или какой-то специальный утренний эфир. Бывает, что особенный эфир идет целый день. У нас, таким был день рождения утреннего шоу. В те дни, когда меняется программная сетка – это забота для всех, а задача музыкального редактора – обеспечить все технически.

- Эфир часто слушаешь?

Стараюсь по возможности делать это почаще. Одно дело – сидеть в обед и представлять, как песни будут звучать вечером. А другое – включить вечером радиостанцию и услышать «со стороны». Я слушаю критично, анализирую – хорошо слились песни, допустим, или нет? Если не очень, то помечаю себе, прихожу на работу и смотрю – а если так сделать или так, как будет лучше? Слушать эфир нужно обязательно, потому что получаешь совсем другое впечатление, да и контролировать себя легче.

От музыки не устаешь, не бывает какого-то перегорання или ситуации, когда музыкальный вкус музыкального редактора дает сбой?

Я вообще не вижу смысла работать музыкальным редактором, если музыка может раздражать. По моему опыту в музыкальные редакторы попадают люди, которые хорошо относятся к той музыке, с которой работают. Если это – не случайный человек на пару месяцев, конечно. От этой музыки не нужно фанатеть, не нужно ее преданно и страстно любить, но, если она не нравится и откровенно не интересна, работать сложно. А если работа причиняет дискомфорт человеку, это 100% будет отражаться на качестве.

Что касается вкуса, то это - понятие растяжимое. Скорее, в процессе работы вырабатываются другие профессиональные чувства. Например, по прошествии нескольких лет ты можешь быстро дать предварительную оценку – подойдет песня данной станции или не подойдет. Я имею в виду по звуку, вокалу и так далее. Радиостанция в эфире уже четыре года, сейчас нам проще, а сначала, конечно, мы себя проверяли – перепроверяли на каждом шагу.

- Проверяли каким образом?

У нас регулярно проводится музыкальное тестирование. Этим занимается отдельная компания, которой мы отдаем музыку и от которой получаем мнения людей, на основании которых и строим свою музыкальную политику.

А какое место в радийной иерархии занимает музыкальный редактор? С кем из коллег он соприкасается по работе или это достаточно автономная профессия в связке музыкальный редактор – программный директор?

У нас все со всеми взаимодействуют. Понятно, что музыкальный редактор формирует расписание, а ведущий его придерживается. В свою очередь музыкальному редактору дает указание программный директор либо директор станции в зависимости от ситуации, потому что музред в плане сшивания эфира – это техническая должность. Где выходит какая программа решает программный директор. Где появляются новые какие-то элементы – тоже он. Задача музыкального редактора – сделать это красиво.

Кроме того, это творчески интересно: сделать что-то, а потом послушать это со стороны. Когда ты делаешь свою работу – это интересный процесс, потому что ты работаешь с приятным материалом.

Наталья Тютюненко

Наименование профессии: музыкальный редактор

Доминирующий способ мышления: адаптация — координация
Область базовых знаний № 1и их уровень: основы искусствоведения, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний № 2 и их уровень: музыка, аранжировка, основы эстрадного искусства, английский язык, владение компьютером, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область: музыка

Межличностное взаимодействие: частое по типу «напротив»

Доминирующий интерес: артистический

Дополнительный интерес: предпринимательский

Условия и характер работы: в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности:

  • работа на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах: прослушивание новых музыкальных поступлений
  • составление плей-листов (play-list) и общего списка песен радиостанции, музыкальной передачи, канала
    выбор песен для эфира
  • коррекция списка песен (снятие старых композиций, добавление новых)
  • определение категории песен (частота их появления в эфире)
  • выстраивание музыкального эфира соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции,
  • музыкальной передачи, канала
  • составление отчетов для Российского авторского общества об использованных песнях на радиостанции, музыкальном
  • канале, в музыкальной передаче
  • принятие участия в составлении музыкальных сборников радиостанции
  • организация концертов, выступлений артистов на радиостанции, музыкальной передаче, канале;
  • поиск новых музыкальных произведений
  • поиск новых форм подготовки программы
  • составление музыкальных рейтингов песен
  • создание базы данных музыкальных произведений и исполнителей
  • работа в концертных залах, театрах
  • поиск заказчика (артиста)
  • подготовка программы совместно с артистом, режиссером
  • проведение программы
  • изучение репертуара артиста
  • работа с репертуаром
  • работа с материалами артиста
  • участие в оформлении программы
  • проведение репетиции совместно с режиссером

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • хорошая память, в т. ч. музыкальная
  • музыкальный вкус
  • музыкальный слух
  • четкая дикция
  • грамотная речь
  • коммуникативные навыки
  • высокий уровень переключения, распределения и объема внимания
  • организаторские способности
  • тонкое музыкальное чутье
  • креативность — творческое отношение
  • способность не переносить собственные музыкальные вкусы на аудиторию

Личностные качества, интересы и склонности:

  • эрудированность
  • находчивость
  • энергичность
  • общительность
  • коммуникабельность
  • заинтересованность
  • интерес ко всему новому
  • стремление к саморазвитию
  • терпеливость
  • оригинальность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие музыкальных способностей: музыкального слуха, музыкальной памяти
  • пассивность
  • агрессивность
  • замкнутость
  • нечеткая дикция
  • безграмотная речь
  • отсутствие коммуникативных и организаторских способностей
  • безынициативность
  • Области применения профессиональных знаний:
  • радио
  • телевидение
  • концертные залы
  • театры
  • музыкальные учебные учреждения

История профессии

Музыка — «вид искусства, воспроизводящий окружающую нас действительность в звуковых художественных образах» (Советский энциклопедический словарь, М., 1983).

Об «изобретении» музыки было сложено много легенд. Например, древние греки считали музыку великим даром богов, а солнечного бога Аполлона — покровителем искусств и особенно музыки. Древнегреческий миф о певце Орфее рассказывает, что даже дикие звери приходили слушать его голос и мирно лежали у ног певца. А в русской былине повествуется о певце-гусляре Садко, искусство которого покорило морскую стихию. Музыка играла важную роль в жизни людей еще на заре человеческого общества. Люди всегда сопровождали свою деятельность музыкой (отсюда пошли колыбельные, военные, трудовые песни, погребальные плачи).

Древнейшая музыка не отличалась благозвучием. В ней было много звукоподражания: в своих песнях древние люди пытались передать звуки окружающего мира. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их отличие по высоте, их соотношение, связь. Чем дальше развивалось музыкальное сознание человека, тем больше он находил вокруг себя источников музыки (натянутая тетива, дуплистое дерево и т. д.). Так возникли древнейшие музыкальные инструменты — предки современных флейты, арфы, барабана. Ученые относят их изобретение к очень отдаленному периоду каменного века.

Музыкальные программы существуют с давнего времени. Народные певцы (трубадуры, миннезингеры), ходившие по городам и селам, имели свою концертную программу. Правда, составляли они ее сами. Для высокопоставленных лиц (королей, царей) музыкальные программы составлялись специальными придворными. В театрах XVIII-XIX веков, составлением музыкальных программ занимался, как правило, сам директор театра.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

План-конспект занятия в кружке "Радиожурналистика"

Тема: Творческие профессии: звукорежиссер и музыкальный редактор.

Ожидаемые результаты

После этого урока ученик должен знать основные сведения о таких профессиях, как звукорежиссёр и музыкальный редактор, какие виды работы они выполняют в медиасфере.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: радиостудия.

Ход урока

Организационный момент: сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности

Учащиеся посещают радиостудию и наблюдают процесс записи и монтажа радиопередачи.

По факту услышанного и увиденного проходит беседа. Педагог отвечает на возникшие вопросы.

Изучение нового материала

Материал, подготовленный журналистом к эфиру, например, на радио, проходит несколько этапов обработки, прежде чем он прозвучит в приёмниках. Придать нужную "форму" этому материалу журналисту помогают звукорежиссёр и музыкальный редактор.

Звукорежиссёр – одна из ключевых профессий в медиасфере и шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической. Если главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность, то у звукорежиссёра задача значительно шире.

Звукорежиссёр управляет звуком в студиях записи, на радио, телевидении, концертах, дискотеках и вообще везде, где требуется звук высокого качества.

Не надо путать профессию звукорежиссера с работой звукооператора и ди-джея - те просто технически воспроизводят звук, а звукорежиссёр создает полную звуковую картину записываемого материала или проводимого мероприятия.

Главная цель работы специалиста - создать у аудитории подходящее настроение и восприятие, на которое рассчитывают авторы произведения или организаторы мероприятия. Потому звукорежиссёр должен не только знать технику, но и быть творческой личностью.

В зависимости от специфики деятельности или конкретного мероприятия у звукорежиссёра могут быть различные должностные обязанности:

    проводить работы над звуковым решением программ;

    руководить расстановкой микрофонов в аудитории и проведением технических проб, обеспечивать использование специальных звуковых эффектов;

    готовить оборудование к записи и коммутации;

    знакомить исполнителей произведений с техникой обращения с микрофоном;

    следить за точным и качественным исполнением речевых и музыкальных текстов, ритмом и чистотой музыкального звучания, а также за правильной артикуляцией исполнителей;

    создавать аранжировки к музыке;

    осуществлять монтаж музыкальных фонограмм и соответствующие работы по озвучиванию, наложению музыки и шумов, тонированию, сведению, перезаписи;

    вести дискотеки, отстраивать звук на концертах.

Одно из главных требований к звукорежиссеру – это музыкальный слух. Кроме того, отсутствие страха перед микрофоном, знание музыкальных редакторов (Vegas, Nuendo, Sound Forge, Samplitude и т.п.), знание звуковых пультов и иного звукового, знание акустических особенностей помещений, знание основ актерского мастерства и режиссуры и, конечно, наличие профессионального образования.

Как вы обратили внимание, ни одна радиопередача не обходится без хоть малейшего использования музыки. Ещё одна творческая профессия на радио – музыкальный редактор. Появилась она с развитием радио и телевидения.

В советские времена музыкальный редактор занимался не только отслеживанием музыкального содержания программы, но и идеологической стороной произведений. Профессия «музыкальный редактор» в России стала реальностью только в 90-х годах XX века с появлением первой музыкальной радиостанции «Европа-плюс». Сегодня эта профессия пользуется большой популярностью.

Чем же занимается музыкальный редактор? Он выбирает песни для эфира, корректирует список песен, выстраивает музыкальный эфир соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции, принимает участие в составлении музыкальных сборников радиостанции, организует выступление артистов на радиостанции, занимается поиском новых музыкальных произведений, составлением музыкальных рейтингов песен, готовит программы и проводит их, работает на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах.

Задание учащимся. Выбрать отрывок из художественного произведения (поэзия или проза) и подобрать музыкальное оформление к нему.

30.6

Для друзей!

Справка

Профессия музыкального редактора возникла с появлением радиовещания и телевидения. Первые профессионалы занимались подбором композиций для различных программ, а также отслеживали их идеологическую направленность.

В современном понимании эта специальность появилась в России в 90-х годах. Сейчас она пользуется огромной популярностью. Артистов и композиторов всё больше, возможности для создания и распространения музыки также растут. Поэтому необходимы люди, способные обрабатывать и продвигать материал в массы. Этот вид деятельности хорошо подойдёт для творческих личностей с предпринимательской жилкой.

Описание деятельности

Границы, в которых «музредактор» может применять свои умения, обширны.Так, его компетенции пригодятся при планировании концертных программ и выпуске новых песен. Можно найти работу в интернете: например, в цифровом магазине или музыкальном сервисе, выкладывая композиции для подписчиков. На множество радиостанций требуются профессионалы, а у каждой компании свой формат, диктующий выбор соответствующих аудиозаписей. Редакторы музыки, знающие, как с помощью звука создать определенную атмосферу, нужны на киностудиях и телеканалах. Как видим, вопрос о поиске работы легко решаем, а вакансию можно подобрать в зависимости от предпочтений.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Обязанности музыкального редактора зависят от места работы. Он может, не выходя из дома, размещать треки в плейлистах на сайтах и в социальных сетях, либо полностью планировать выход композиций в эфир радиостанции. Трудясь на телевидении, редактор занимается звуковым оформлением передач, выбором видеоклипов, прослушиванием участников различных кастингов, отслеживаем новых артистов. В любом случае, ему необходимо постоянно следить за выходом аудио-новинок, определять частоту появления песен в эфире, составлять разнообразные рейтинги, готовить концертные программы и участвовать в репетициях, разрабатывать репертуар для певцов.

Особенности карьерного роста

Возможности карьерного роста для музыкального редактора широки. В профессию приходят бывшие ди-джеи, журналисты, сотрудники радиостанций, блогеры, которые при умении разбираться в эстрадном искусстве и жанрах вырастают до продюсеров или редакторов мирового уровня. Но за громким именем всегда стоит тяжелый труд: прослушивание сотен треков в неделю, работа с начинающими артистами, организация различных кастингов, изучение аудитории. Получается, что успешному редактору приходится связать с музыкой всю свою жизнь, зато взамен он сможет управлять настроением населения целого города или всей страны.

Характеристика сотрудника

Работа музыкального редактора требует хорошего вкуса и слуха, а также понимания основ аранжировки и эстрадного искусства. Поможет высшее образование в художественной сфере. Также пригодится отличное знание компьютера и иностранного языка. Необходимые личные качества: чёткая дикция, внимательность, креативность, энергичность, общительность и терпеливость. Безынициативным, пассивным людям без организаторских способностей эта профессия вряд ли подойдёт. Кроме того, важно обладать тонким музыкальным чутьём, то есть знать наперед, какая композиция может стать хитом.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама