THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сколько зарабатывают бортпроводники? Какие обязанности у людей с профессией бортпроводник. Узнайте из статьи, где выучиться на бортпроводника и какой график работы у бортпроводников.


Одна из самых романтичных и интересных профессий – работа стюардом на воздушном судне. Помимо возможности бесплатно путешествовать, иметь скидки на авиабилеты и проживание в гостиницах, приятным бонусом является солидная зарплата бортпроводника. К примеру, даже минимальные суммы вознаграждения за труд в этой профессии начинаются с порога в 30 тыс. рублей.

В чем заключается профессия бортпроводника. Должностные обязанности

Основной обязанностью бортпроводника является обеспечение комфортных и безопасных условий для пассажиров авиалайнера. Несмотря на то, что стюард является младшим членом экипажа воздушного судна, на его плечи ложится колоссальный объем ответственности. Он является лицом борта, лицом авиакомпании. Именно стюардесса встречает пассажиров перед рейсом, находится с ними в тесном контакте на протяжении всего полета, играет роль врача, психолога, конфликтолога, официанта, бармена, спасателя и просто хорошего собеседника.
Какие функции выполняет бортпроводник:
  • Оказывает информационную поддержку пассажиров в вопросах правил поведения на судне, безопасности, плана действий при аварийной ситуации
  • Выполняет уборку салона, поддерживает чистоту, сохраняет порядок во вверенной ему зоне
  • Предоставляет питание и напитки для пассажиров
  • Организовывает комплекс развлекательных услуг: пресса, просмотр телевизора, радио и т.д
  • Выдает по необходимости предметы для комфортного перелета: пледы, подушки, санитарно-гигиенические наборы
  • Встречает пассажиров на борту, провожает до места, помогает разместить ручную кладь
  • По окончании полета провожает пассажиров, проверяет салон на предмет оставленных вещей. Сдает таковые в отдел находок
  • Принимает бортовое питание, предметы для обслуживания воздушных путешественников: салфетки, туалетная бумага, полотенца и др
  • Оказывает первую медицинскую помощь, психологическую поддержку
  • Предупреждает и улаживает конфликтные ситуации среди пассажиров на борту
Важно! Бортпроводник – ответственная профессия. Именно эти члены экипажа отвечают за жизнь людей в салоне в случае чрезвычайной ситуации. Перед полетом стюард обязан проверить состояние аварийно-спасательного оборудования, научить пассажиров им пользоваться, проконтролировать правильное применение в случае ЧП. Он должен следить, нет ли в салоне подозрительных предметов, бесхозных сумок, людей со странным поведением и сообщить командиру судна при первом же подозрении.

Образование бортпроводника. Где выучиться и какие экзамены необходимо сдать



Чтобы выучиться на бортпроводника чаще всего не обязательно иметь высшее образование, достаточно средне-специального. Авиакомпании и аэровокзалы организовывают курсы по обучению этой профессии. Они могут быть платными и бесплатными, с трудоустройством и обязательным контрактом на определенный период времени. В конце будущие бортпроводники сдают экзамены и начинают набирать инструкторские часы в небе. По правилам нужно отлетать с инструктором 30 часов, чтобы получить допуск к работе.
Интересно! К желающим летать на международных рейсах предъявляются более строгие требования при отборе. Роль сыграет и высшее медицинское или психологическое образование, и знание нескольких иностранных языков, и стаж работы в авиакомпании.
Какие требования предъявляются к желающим обучиться этой профессии?
  • Знание иностранных языков, английский обязательно
  • Навыки работы в сфере обслуживания, способность быстро реагировать в конфликтных ситуациях, находить контакт с разными пассажирами
  • Абсолютное здоровье
  • Презентабельный внешний вид, не допускаются татуировки и шрамы. Рост и вес должны быть в пределах допустимых параметров
  • Наличие военного билета для лиц мужского пола
  • Хорошая физическая форма, умение плавать
Образование бортпроводника можно получить всего за три месяца.
Столько длятся специальные курсы, которые включают следующие блоки:
  • Аварийно-спасательные мероприятия
  • Внешний вид бортпроводника
  • Авиационный английский язык
  • Основы первой медицинской помощи
  • Водная подготовка
  • Основы сервиса
  • Основы психологии и конфликтологии
В процессе обучения студенты выполняют практические задания, изучают теоретическую базу. На практике проходят занятия по медицинской помощи, симуляция аварийных происшествий, основы визажа, обслуживания пассажиров. В теоретической части студенты изучают, как устроен самолет, психологию, языки.

Сколько можно заработать в должности бортпроводника



Заработная плата бортпроводника зависит от его стажа, количества часов в небе, авиакомпании. Минимальный порог стартует с 30 тысяч рублей в месяц. Сколько зарабатывают бортпроводники с большим стажем из ведущих авиакомпаний на международных рейсах? Иногда сумма ежемесячного вознаграждения достигает 100 тысяч рублей. Средняя зарплата, таким образом, составляет 65 тысяч, что относит профессию к высокооплачиваемым, особенно если учесть, что стюард является младшим членом экипажа.
Приятным бонусом считается обязательная медицинская страховка в хороших клиниках, скидочные карты в международных гостиничных сетях, регулярные премии, отличный социальный пакет, в который иногда входит даже оплата детского сада для детей.

Рабочий график бортпроводника

Вся жизнь стюардессы подчинена плану полетов, который может меняться по разным причинам – от погодных условий до переноса рейса. Поэтому четкого графика у бортпроводника нет.
Работа сменная, выходные выпадают между рейсами, в любой день недели, не обязательно в субботу или воскресенье. Нормой считается практика, когда стюарда вызывают на рейс в выходной день, поэтому люди этой профессии всегда на связи с начальством. Зато отпуск у бортпроводника составляет 72 дня, они отдыхают дважды в год по целому месяцу.

Подводные камни. Есть ли ограничения по здоровью и возрасту для бортпроводников

Рассмотрим минусы работы стюардом на воздушном транспорте:
  • Ненормированный график труда
  • Маленькая возможность вырасти по карьерной лестнице
  • Регулярное изменение климатических условий ведет к проблемам со здоровьем
Претендент на заветную вакансию должен обладать отменным здоровьем. Не должен состоять на учете у специалистов, иметь стабильную нервную систему, уравновешенный характер.
Возраст бортпроводников не имеет ограничений. Профессия относится к работам с вредными и опасными условиями труда, поэтому на пенсию стюард выходит в 45 лет (женщины) и в 50 лет (мужчины). Если внешний вид и здоровье бортпроводника позволяют, он вполне может работать на судне до самой пенсии.

Нужные языки для бортпроводника: видео

Предлагаем вашему вниманию видео, посвященное теме лингвистического образования стюардессы. Какие иностранные языки важны для бортпроводников и достаточно ли одного английского.

Зачем пассажиры аплодируют в конце полета и нужно ли это делать? А случается ли, что парочка в поисках новых ощущений закрылась в туалете и занимается там любовью? Какие пассажиры самые веселые на борту? Как проходит собеседование при устройстве на работу? Сегодня в гостях у “Гуранки” о своей профессии рассказывает бортпроводник крупной московской авиакомпании Дарья Брель.

“Теперь скажи сколько у тебя рост и “до свидания”

Даша родилась в городе Благовещенск, в 6 лет переехала в Читу, где окончила школу и институт. Сейчас она уже несколько лет живет в Москве, где работает бортпроводником в крупной авиакомпании:

- Мне просто хотелось расширить горизонты, уехать из Читы, а эта профессия мне всегда казалась интересной, тем более, мой дядя - командир воздушного судна. Я смотрела на него и понимала, что тоже хочу летать. Подала заявление в авиакомпанию, меня пригласили на собеседование и я полетела.

Как рассказывает Даша, собеседование состоит из нескольких этапов. Первый - беседа с кандидатом. При этом, если в дипломе у человека есть иностранные языки, то разговор ведется сразу на иностранном:

- В Чите я училась на “ин.язе” и поэтому на собеседовании говорила на английском. Меня попросили рассказать о моем крае. Я начала рассказывать о нашей красивой природе - о полях, сопках, о том, как зимой здесь можно заниматься активными видами спорта, кататься на коньках, сноуборде...В какой-то момент меня остановили со словами: “Все, все, хватит, ты - молодец! Теперь скажи сколько у тебя рост и до свидания” (смеется).

Ханой, Вьетнам

После этого было ожидание. Даша вспоминает, что она вместе с другими претендентами, просидела там целый день. Все это время было волнительно. Из 97 человек выбрали 19, в число которых попала и наша героиня:

- Нас сфотографировали в пилотках и отправили домой, ждать дальнейшего решения по фотографиям. Руководство смотрит, подходишь ли ты лицом. Я вернулась в Читу. Через месяц мне позвонили и сообщили, что можно ехать дальше - уже на медкомиссию.

“Экипаж каждый раз новый”

При устройстве на работу бортпроводники проходят обучение. Самое основное - изучение конструкции самолета, авиационная безопасность, система общения с персоналом:

- Это также очень важно, - отмечает Даша, - потому что каждый полет разная команда, разные пилоты, бортпроводники и встретиться с одним и тем же экипажем вновь практически нереально, получается каждый рабочий день с новыми людьми. Кроме этого, у нас есть система домашнего дистанционного обучения. Мы постоянно проходим тренинги, несколько часов в месяц ты должен посвятить самоподготовке. В том числе, есть видеокурс касаемо внешности, где подробно рассказывают, как правильно краситься - какие тени на какие участки века наносить, какую помаду использовать, какие прически носить.

Еще один обязательный момент обучения - просмотр фильмов-авиакатастроф. Этому посвящен целый курс:

- Чтобы чему-то научиться, нужно разобрать примеры других людей, происшествий - поясняет наша гостья, - поэтому мы пересматривали практически все самые основные катастрофы, разбирали их. Это все было очень тяжело, но я думаю без этого в мире никуда. На самом деле на тех же автомобилях гибнут ежегодно гораздо большее количество людей.


Куба, Гавана, Набережная

Что касается непосредственно работы, Даша признается, что как ни странно, она никогда не проводила дома так много времени, как работая бортпроводником:

- Я отсутствую дома примерно пять дней в месяц, а все остальное - это разворотные рейсы - утром или ночью еду в аэропорт и летаю туда - обратно. Получается как стандартный рабочий день - 6-8 часов. Сами рейсы я выбирать не могу. Я узнаю свой распорядок два раза в неделю, знаю свой календарь на три дня вперед - будет ли выходной или я куда-то полечу. Это может быть как рейс туда-обратно, может быть по России, и так как у меня сдан иностранный язык, возможна зарубежная командировка. Раз в месяц я могу заказать рейс, не менее чем за три недели, если мне нужно куда-то слетать по каким-то причинам. Например, может быть на этом рейсе летит моя мама и я хочу с ней увидеться и вместе лететь, я могу его заказать, но не факт, что его мне подтвердят.


Прага, Чехия


Мальдивы, остров Бандос

“Налетать нужно 10 лет”

Как рассказывает наша героиня, до ухода на пенсию бортпроводнику нужно налетать 10 лет без учета декретных отпусков, т.е. 10 лет беспрерывного труда, норма налета - 80 часов в месяц, но можно по заявлению продлить до 90. К слову о декрете, Даша - молодая мама и поэтому мы не могли не спросить как у стюардесс с этим обстоят дела:

- Сама я, уже будучи бортпроводником, боялась летать беременной, но на самом деле я понимаю, что в этом нет ничего страшного, если нет противопоказаний от врача. Я ушла в декрет сразу, как узнала, как и все бортпроводники, по факту, когда подтвердила медслужба работодателя. Семь месяцев как и все я работала на земле, если есть работа в аэропорту, в офисе, получала средний оклад.

В любой работе случаются непредвиденные ситуации, например, все мы иногда опаздываем. Но если ты работаешь в офисе - это одно, а что же в таких ситуациях делать бортпроводникам? Кто полетит, если из-за пробки на дороге не успеваешь на рейс? Наша героиня говорит, что стюардесса должна уметь все предусмотреть.


Шанхай, удалось посмотреть только из окна

- У меня у самой несколько раз было экстремально, когда я чуть не опаздывала, но все-таки успевала в последнюю минуту забежать на брифинг. Вообще всегда есть человек, который дежурит - это называется резерв. Бывает резерв в гостинице возле аэропорта, есть домашний. Т.е. если ты сидишь в гостинице, то скорее всего 100% куда-то улетишь. Я была в резерве всего два раза и оба раза улетала.

“Русские просто вставили его на место”

В качестве пассажира мы имеем возможность выбрать условия, в которых полетим - будет ли это “эконом-класс” или “бизнес”. Даша рассказала как происходит это распределение у бортпроводников:

- Существует служба работы бортпроводников, департамент обслуживания на борту и там есть несколько отделений, несколько из них занимаются обслуживанием экономического класса, несколько - “бизнеса”. Но это практически не определяет то, где ты будешь стоять. На брифинге старший бортпроводник в первую очередь смотрит на то, работал ли ты в этом классе обслуживания, обязательно задает вопросы - что ты сможешь сделать на борту. За кухню, как правило, отвечают мужчины, потому что, это все-таки тяжелая работа, с духовками, тележками, чайниками с кипятком. Поэтому если есть мальчики - за кухню ставят мальчиков.


Примерно так выглядит содержимое чемодана после командировки

“Эконом-класс” или “бизнес” - в любом случае, как признается наша гостья, каждый полет не похож на другой и всегда есть место необычным случаям и запоминающимся ситуациям. Так, Даше запомнился один из вылетов из города Брюссель:

- Перед взлетом на пассажира выпал внутренний иллюминатор. Он абсолютно не влияет на безопасность, больше выполняет декоративную функцию, но перепугались все пассажиры. Большая часть была нерусских и они очень сильно запаниковали, русские просто вставили его на место и дожидались спокойно вылета. Иностранцы же запаниковали, стали нажимать кнопки вызовов, нам пришлось вернуться, остановиться, открыть все двери, вышел командир, поправил иллюминатор, объяснил, что все в порядке и только потом мы взлетели. Это было довольно смешно, но авиакомпаниям такое обходится очень дорого.

Как-то раз я видела молодоженов на борту, невесту в свадебном платье. Это был один из моих первых рейсов, мы летели в Казахстан, в Алма-Аты. Полет был 5 часов, и командир даже по-моему разрешил им выпить шампанского.

“Приходится изображать и курицу, и говядину”

К слову, о пассажирах. Наша героиня отмечает, что самые веселые для нее - это представители Китая. Даша говорит, что вообще все рейсы в Китай проходят очень весело, потому что они ничего не понимают по-английски и им все приходится объяснять на пальцах:

- У каждого есть свой термос, “хотер вотер” (hot water - от англ. горячая вода, прим.автора) и все прочее, - смеется наша гостья. - Я уже приноровилась, пытаюсь объяснить, как включается кран с горячей водой, чтобы они сами наливали себе термосочки, потому что как правило три-четыре бортпроводника не могут налить всем термосов с горячей водой во время полета. С ними очень весело лететь, приходится изображать и курицу, и говядину, и это очень смешно.


Токио, центр города, с коллегами

Еще Даша говорит, что ей очень нравятся рейсы в Лондон, манера англичан общаться:

- У меня есть несколько дежурных шуток на разные направления. Все иностранцы любят, когда с ними шутят. Так, если они просят диетическую колу, а, как правило, они все ее просят, я наливаю - это происходит очень медленно и она очень сильно пенится. Я говорю “O, like a champagne!” (“О! Словно шампанское!”, - прим.автора) и они закатываются в истерике - стюардесса с ними пошутила! (смеется). Русские тоже любят, когда с ними шутят. Обычно они просят детский набор, говорят: “Дайте моему другу детский набор, ему всего 3!”. В основном, это все такие пузатые дядьки. Они начинают смеяться. Мне приходится мило улыбаться и говорить, что мне придется посмотреть свидетельство о рождении. Это все происходит примерно через ряд, поэтому, думаю, вы представляете, как мне весело!

Наша героиня признается, что наряду с обычными пассажирами, она не раз летала с известными людьми:

- Да, я, например, везла практически всех представителей “Comedy Woman”, везли в Швейцарию нашего министра экономики, везли в Тайланд несколько членов правительства… Это, как правило, спецрейсы, о них предупреждают заранее - о том, что будет какой-то известный человек и нужно к этому рейсу особо подготовиться, перечитать все основные моменты и правила поведения на борту. Я обычно и так все это помню, поэтому для меня это не является проблемой.


Даша рассказывает, что в целом в работе бортпроводника случается всякое - и ситуации бывают разные, и пассажиры. Так, например, несмотря на то, что на борту самолета запрещено распивать спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии, все же встречаются и такие “персонажи”. Бортпроводники, в свою очередь, как говорит наша гостья, не имеют права ничего с ними делать:

- Мы можем только попросить другого пассажира применить удерживающие меры и если он не против, то он их применит. Конечно, у нас есть очень много курсов по психологии, какие-то стандартные типовые ситуации мы разбираем, у нас есть заготовленная речь, но, как показывает практика, с неадекватными пассажирами бесполезно разговаривать. Если мы в этот момент еще на земле, то вызываем соответствующую службу, которая уже применяет санкции.

Что касается секса в самолете - я не видела ни разу, и крайне бы не советовала никому заниматься этим на борту. Дело в том, что за полет во время обслуживания питанием, бортпроводники не имеют права заходить в туалет, очищать его, менять средства гигиены, поэтому большую часть полета, туалет находится не в самом чистом состоянии. Еще думаю, что если такие смельчаки найдутся, то весь салон самолета будет ими очень недоволен.


Мальдивы

“Аплодировать пилоту? Почему бы нет?!”

Один из вопросов, который, мы думаем, многие хотели бы задать бортпроводнику, - это аплодисменты в конце полета, нужно ли хлопать и зачем это делают? Вот что по этому поводу думает наша гостья:

- Когда я не работала в авиации, меня это немного напрягало. Я думала - что такого? Человек выполнил свою работу - повару же в ресторане не аплодируют, так же как и билетеру в трамвае, зачем аплодируют пилоту? Потом я начала увлекаться авиацией, читать книги об этом и поняла, что если пилот действительно хорошо посадил самолет, то почему бы ему не поаплодировать. Мне лично это нравится. Но по моим наблюдениям, аплодируют, наоборот, когда садились очень плохо и тяжело. Люди думают: “О, слава богу - сели!” и таким образом радуются приземлению. И да, в кабине пилотов аплодисменты слышно (улыбается).

Те, кто часто совершает перелеты сталкивался с приветливым и улыбчивым персоналом, который не только проверит наличие билета, но и может помочь устроиться на пассажирском сиденье, разметить багаж, а во время полета может принести перекусить или напитки. Это будут профессионалы, получившие специальность стюард или стюардесса кто это стоит рассмотреть подробнее.

История профессии

Впервые о сотрудниках авиакомпаний, которые бы смогли оказывать пассажирам первую медицинскую помощь, заговорили в США. Здесь появилась первая стюардесса , ее звали Элен Черч. Самыми первыми стюардессами были медицинские сестры и только потом уже начали набирать персонал, который будет точно соответствовать общепринятым стандартам:

  1. должен иметься на руках документ;
  2. свидетельство об окончании курсов медицинских сестер;
  3. девушка не должна быть замужем;
  4. весить до 52 кг;
  5. рост должен достигать 160 см;
  6. не старше 25 лет.

Этих специалистов называли «девушка в небе». А если говорить об обязанностях, то кроме работы непосредственно в салоне , в отдельных случаях приходилось подносить топливо, помогать убирать самолет в ангар.

Современные требования к профессии

На сегодняшний день бортпроводницы, стюарды и стюардессы должны соответствовать определенным требованиям:

  1. они должны проходить специальное обучение;
  2. встречают при входе в самолет и проверяют билеты;
  3. осуществляют обслуживание во время перелета;
  4. отвечают за вверенных им пассажиров, их безопасность и здоровье;
  5. следят за чистотой в салоне;
  6. выполнять работу ;
  7. в случае необходимости уметь оказывать медицинскую помощь;
  8. должны знать несколько языков из которых английский является обязательным;
  9. проводят предварительную проверку перед вылетом, в случае необходимости сообщают о выявленных неполадках технической службе.

Кто может стать стюардессой?

Современные требования ограничивают число желающих стать стюардами или стюардессами:

  • средний возраст составляет от 18 до 25 или 35 лет;
  • рост должен составлять от 160 до 180 см;
  • среднего телосложения;
  • действуют ограничения и по размеру одежды. Нормой является размер до 46 или 48 номера, в зависимости от авиакомпании;
  • должны 2 раза в год проходить медкомиссии, демонстрируя физическое и психическое здоровье;
  • приятный голос и хорошая дикция;
  • обязательно в совершенстве знать английский язык, желательно будет знание других языков;
  • высокая стрессоустойчивость;
  • умение контролировать свои эмоции;
  • высшее образование или специальные курсы стюардесс;
  • на теле не должно быть родинок или татуировок, особенно на руках, ногах и голове;
  • миловидная и приятная внешность.

Говоря о самой профессии, стоит остановиться на таких ее особенностях, как положительная и отрицательная сторона. Прежде всего тут стоит сказать, что профессия не является простой.

И все же начнем с плюсов:

  • стюардессы имеют большие возможности увидеть мир. Особенно это касается высокопрофессиональных специалистов, работающих на международных рейсах;
  • зарплата специалиста будет существенно выше, чем других служащих;
  • имеется встроенный социальный пакет, в том числе и 45-дневный отпуск;
  • им положены различные льготы, в том числе и путевка в санаторий;
  • на пенсию эти специалисты уходят относительно рано – в 45 лет;
  • есть возможность завести интересные и полезные знакомства;
  • можно проводить определенное количества багажа, не оформляя его на таможне.

Среди минусов стоит выделить:

  • имеются ситуации, когда по прилету запрещено покидать аэропорт и даже самолет без разрешения властей;
  • во время полета, стюардессы испытывают очень большую нагрузку, так как посидеть практически не получается — все время на ногах;
  • могут возникать трудности с привыканием к различным часовым поясам и климату;
  • высокие перегрузки, способствующие ухудшению здоровья.

Все это следует учитывать, выбирая профессию стюардесса кто это мы рассмотрели в нашей статье.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Профессия стюардессы была воспета неоднократно. На постсоветском пространстве наиболее популярна песня Владимира Преснякова "Стюардесса по имени Жанна". А легко ли быть стюардессой?

Средняя заработная плата: 106000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Молодым девушкам со стороны профессия стюардессы видится весьма привлекательной. Казалось бы, носи напитки и закуски, ходи в красивой форме и получай кучу денег - райская работенка. Так ли это?

История

Когда именно появилась профессия «стюардесса», точно неизвестно: долгое время эти обязанности исполняли мужчины. Но в большинстве справочных изданий первой в мире стюардессой называют американку Элен Черч. Она обратилась к руководству Boeing Air Transport с просьбой привлечь к работе в пассажирских авиаперевозках женщин с медицинским образованием. Руководство компании одобрило эту идею. И 15.05.1930 на рейсе Сан-Франциско - Чикаго в качестве обслуживающего персонала присутствовало восемь медсестер. В то время стюардесс называли «небесные девушки» (Sky Girls). В их обязанности входило не только оказание медпомощи, но и компостирование билетов, а также уборка в туалете, салоне и кабине пилотов, приветливое обращение с пассажирами, взвешивание пассажиров и их багажа, раздача пассажирам шлепанцев, жевательной резинки, одеял, чистка их обуви. Кроме того, первые стюардессы участвовали в погрузке и выгрузке багажа, а на промежуточных посадках носили ведра с топливом для заправки самолета. По прибытию авиалайнера в точку назначения стюардессы должны были помогать закатывать его в ангар.

Первые стюардессы работали 100 часов в месяц, получая за это 125 долларов. Нововведенная профессия оказалась настолько полезной, что ее стали внедрять и другие авиакомпании. Требования к претенденткам были весьма лояльны: наличие диплома медсестры, отсутствие официального брака, рост не более 160 см, вес - 52 кг и меньше, возраст - до 25 лет.

Описание профессии

В наши дни стюарды и стюардессы (также их называют бортпроводниками) - специалисты рядового состава на воздушных и водных судах, выполняющие функции обслуживающего персонала, но в первую очередь ответственные за безопасность пассажиров, оказание медпомощи. В целом те же обязанности, что и 80 лет назад, правда, в значительной степени подкорректированные: топливо стюардессы уже не таскают, выгрузкой багажа не занимаются и самолет в ангар не заталкивают. Сегодня экономическое и технологическое развитие авиапассажирских перевозок позволяет избавить стюардесс от тяжелого физического труда. Проще говоря, они стали просто миловидными, услужливыми официантками-медсестрами, хорошо владеющими несколькими языками. Ну и конечно же, стюардессы обязаны скрупулезно контролировать безопасность пассажиров: застегнуты ли ремни, в порядке ли кислородные маски, крепления кресел, спасательные жилеты и так далее. Как и в любой профессии, в этой есть свои плюсы и минусы.

Положительные стороны:

  1. Возможность, что называется, увидеть мир. Стюардессы посещают множество стран и городов, не просто бесплатно, а еще и деньги на этом зарабатывают.
  2. Хорошая заработная плата, полный соцпакет, соцгарантии, льготы, путевки на отдых, до 70 дней отпуска в году в зависимости от налета часов.
  3. Выход на пенсию в 45 лет.
  4. Интересная, насыщенная событиями, динамичная жизнь.

Отрицательные стороны:

  1. Часто экипажу не позволяют покидать территорию аэропорта между рейсами.
  2. Физические нагрузки: почти все рабочее время стюардесса проводит на ногах.
  3. Постоянные смены климата и часовых поясов, а это серьезная нагрузка на психику.
  4. Недосыпание.
  5. Постоянные перегрузки, из-за которых развиваются хронические заболевания: варикоз, хроническая усталость, заболевания позвоночника.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Для того чтобы работать стюардессой, совсем не обязательно получать высшее образование. Можно ограничиться двух-четырехмесячным обучением на курсах за свой счет или бесплатно при какой-нибудь авиакомпании. В этом случае обязательна отработка в течение двух лет в компании-учредителе курсов. Можно обучиться этой профессии в колледже или училище по направлению «Сервис на транспорте». Вот несколько примеров учебных заведений, в которых можно освоить профессию стюардессы:

  • Авиационно-транспортный колледж Санкт-Петербургского государственного Университета гражданской авиации;
  • Школа бортпроводников (Москва);
  • Джет-сервис (Москва);
  • Учебно-тренировочный центр № 21 (ОАО Аэропорт Внуково);
  • Авиашкола Аэрофлота.

Профессиональные обязанности

Главная обязанность бортпроводников - это не обслуживание пассажиров, как мы привыкли думать, а обеспечение их безопасности. Этому подчинены все функции стюардесс:

  1. Встреча пассажиров, оказание им помощи в комфортном размещении на борту самолета.
  2. Предполетная подготовка.
  3. Оказание первой медицинской помощи.
  4. Проверка работы внутренней связи.
  5. Контроль поведения пассажиров, пресечение и предупреждение нарушений правопорядка и морально-этических норм.
  6. Осмотр салона на предмет присутствия посторонних предметов.
  7. Контроль салона авиатранспортного средства на предмет соответствия санитарным нормам.
  8. Контроль показателей температуры воздуха, атмосферного давления и влажности в салоне.
  9. Помощь больным пассажирам.
  10. Проверка комплектности спасательных средств.
  11. Раздача еды и напитков.
  12. Приемка и размещение кухонно-буфетного инвентаря.

Кому подходит

Стюардессы проходят строгий конкурсный отбор. К внешности предъявляются требования модельного агентства:

  • рост от 165 до 175 см,
  • привлекательная внешность,
  • возраст от 18 до 30 лет,
  • размер одежды — 42-46,
  • отсутствие шрамов, родимых пятен и татуировок.

Помимо этого, стюардесса должна обладать четкой дикцией, мягким тембром, хорошим зрением, быстротой реакции.

Необходимые качества характера:

  • коммуникабельность;
  • сдержанность;
  • терпение;
  • дипломатичность;
  • ответственность;
  • внимательность;
  • стрессоустойчивость.

Заработная плата

Уровень зарплаты существенно различается в зависимости от стажа работы. Стюардессы-новички получают не более 20000 рублей в месяц. По прохождении испытательного срока и после набора часов, проведенных в полете, стюардессы получают надбавки и бонусы. Средняя зарплата уже после полугодия стажа доходит до 60000 рублей. Стюардессы первого класса могут получать и более 100000 рублей. Средняя оплата за час полета стюардессы - 4000 рублей.

Как построить карьеру

Иерархия в этой профессии такова: начав с бортпроводника III класса, последовательно через II и I классы можно стать сначала инструктором, а затем - начальником службы. Большинство стюардесс достигают максимально I класса.

Перспективы профессии

Гражданская авиация - отрасль с высокой степенью автоматизации. Но как бы далеко она ни зашла, вряд ли затронет работу стюардессы: никакой робот не сможет успокоить пассажиров так, как один вид милой, улыбающейся девушки. А постоянное увеличение количества рейсов и жесткие требования к возрасту и здоровью бортпроводников требуют регулярного притока новых кадров.

Профессия стюардессы появилась тогда, когда были запущены первые авиалайнеры. Сначала их обязанности выполнял помощник пилота. Однако это было не очень удобно, поскольку у него есть свои функции, поэтому было принято решение назначить отдельного специалиста на эту должность. Благодаря этому улучшился сервис обслуживания, а также повысился уровень безопасности на борту самолета.

Некоторые считают, что в работе стюардессы нет ничего сложного. Казалось бы, ходишь в красивой форме, разносишь напитки, летаешь в разные страны и получаешь за это большие деньги, но так ли это на самом деле? Разумеется, нет. В любой профессии есть свои сложности, а что касается стюардессы, то требований к ней очень много. Для того чтобы стать ею, одного желания мало. Необходимо получить соответствующее образование, иметь отличное здоровье, подходить по комплекции и многое другое.

Стюардесса - это рядовой сотрудник на борту авиалайнера, который выполняет обязанности обслуживающего персонала. Прежде всего, такой работник отвечает за безопасность пассажиров и за оказание первой помощи. Раньше для того чтобы стать стюардессой, нужно было иметь образование медсестры. Помимо этого им необходимо было выполнять тяжелую и даже иногда непосильную для женщин работу, которая заключалась в выгрузке багажа, отправке самолета в ангар и т. п. Сегодня данная профессия не предусматривает таких обязанностей, но по-прежнему стать стюардессой достаточно сложно. Вот основные требования к представителю этой профессии:

  • соответствующее высшее образование;
  • отличное здоровье, которое проверяется на специальной медицинской комиссии;
  • молодость, так как после 30 лет на данную работу не берут;
  • желательно, чтобы кандидат на эту должность был небольшого роста, средней комплекции и с приятной внешностью;
  • четкая речь и дикция, приятный голос;
  • знание двух языков (родной + английский);
  • миловидность и улыбчивость.

Еще 80 лет назад стюардессы обязательно должны были быть незамужними, ростом до 160 см и весом до 52 кг. Сегодня ситуация несколько изменилась. Работницы могут иметь мужей и даже детей.

Чем отличается стюардесса от бортпроводницы: обязанности работника

Разница между стюардессой и бортпроводницей лишь в том, что первый вариант является разговорным, а второй – официальным . В трудовой книжке и на бейджике пишется «бортпроводница» или «бортпроводник», а стюардесса – это общественное, разговорное наименование. В обязанности стюардессы входят:

  1. Встреча и размещение пассажиров.
  2. Организация питания во время рейса. Сюда также входит разнос напитков для желающих.
  3. Гарантия безопасности на борту в соответствии с правилами техники безопасности.
  4. Подготовка пассажиров к полету.
  5. Оказание медицинской помощи в случае, если кому-то из пассажиров стало плохо.
  6. Проверка средств первой помощи.
  7. Контроль за температурой на борту самолета.
  8. Контроль салона на предмет санитарно-гигиеничных норм.
  9. Проверка самолета на наличие запрещенных предметов.
  10. Контроль за поведением пассажиров, пресечение возникающих конфликтов.
  11. Проверка внутренней связи.
  12. Информирования о времени полета.
  13. Прием и размещение кухонно-буфетных предметов.
  14. Разъяснение всех интересующих вопросов, которые могут поступать от пассажиров во время рейса.
  15. Заполнение документации на борту.

Отметим, что данная профессия является очень ответственной и серьезной. Именно поэтому для того чтобы стать бортпроводницей, необходимо обладать следующими качествами: коммуникабельность; терпеливость; сдержанность; умение находить выход из конфликтных ситуаций; чувство юмора; решительность; умение брать на себя ответственность; исполнительность; эрудированность; эмоциональная устойчивость; быстрота реакции; внимательность; умение распределять внимание; дисциплинированность; пунктуальность; хорошая память; объемное зрение; дипломатичность; толерантность; сообразительность; технический склад ума. Такая профессия абсолютно не подходит тем, кто теряется в сложных ситуациях, не умеет принимать решения и боится высоты. Именно поэтому при назначении на эту должность учитываются все нюансы, происходит серьезный отбор и только лучшие становятся стюардессами.

Плюсы и минусы профессии

С одной стороны, работа бортпроводницей – это очень интересно и романтично. Ты постоянно встречаешь новых людей, летаешь в разные города и страны, получаешь новые эмоции и впечатления. Но, с другой стороны, это большая ответственность, отдаленность от дома и близких людей, а также специфичность постоянного времяпровождения в воздухе. Те, кто готовы мириться с такими недостатками, становятся настоящими мастерами своего дела и получают высокие гонорары. Рассмотрим подробнее, чем привлекательна профессия стюардессы.

Положительные стороны:

  1. Возможность увидеть мир не на картинке, а в реальности.
  2. Высокая заработная плата, постоянные льготы, путевки, соцпакеты и соцгарантии.
  3. 45 календарных дней отпуска в году.
  4. Интересная и насыщенная жизнь.
  5. Выход на пенсию в 45 лет.
  6. Почет и уважение.

Среди негативных сторон можно отметить следующее:

  • постоянная смена климата;
  • работа, которую можно отнести к активной;
  • постоянные перегрузки;
  • жесткие возрастные ограничения;
  • повышенная угроза жизни.

Увы, бортпроводницам и бортпроводникам сложно заводить семью, так как большую часть своей жизни они проводят на работе и дома их практически не бывает. Очень сложно найти такого партнера по жизни, который готов был бы мириться со спецификой данной работы. К сожалению, нередко женщины подрывают здоровье на такой работе, в результате чего у них начинаются гинекологические проблемы, которые могут привести к бесплодию. Именно поэтому, выбирая такую специфическую карьеру, необходимо решить, что для вас в жизни главнее и готовы ли вы столкнуться с трудностями, которые могут возникнуть на вашем пути. Существует немало случаев, когда женщины, проработав 1-2 года бортпроводницами, отказывались от своей должности, так как осознали, что это не их призвание, они не готовы рисковать своей жизнью и здоровьем.

Как стать стюардессой?

Высшего образования и желания не хватит для того чтобы вас взяли на работу стюардессой. Для начала нужно доказать всем, что вы действительно годны на эту должность. Очень важно после окончания ВУЗа обратиться в несколько авиакомпаний, поскольку нет гарантии, что вас сразу захотят рассмотреть на этот пост. Возможно, где-то вам предложат пройти специальные подготовительные курсы при авиакомпании. Там на вас посмотрят, оценят ваш потенциал и, если никаких проблем не будет, то возьмут на работу.

Чтобы стать бортпроводницей, нужно очень много учиться, быть старательной, усидчивой и эрудированной. Важно полностью отдаваться карьере и стремиться быть лучшей. В таком случае вы пройдете все испытания и получите желаемую должность, которая впоследствии принесет вам не только почет и уважение, но и высокую заработную плату, множество льгот и незабываемых впечатлений. Кроме того, нельзя игнорировать и то, что у вас будет действительно интересная жизнь, вызывающая зависть у многих людей. Чего стоит только возможность бесплатно побывать в большинстве стран мира.

Вконтакте

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама