THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В 1939-1940 гг. 49 английских пассажирских и грузопассажирских лайнеров (1921 – 1938 гг. постройки) средних размеров было переоборудовано во вспомогательные крейсера для несения патрульной и эскортной службы: «Alauhia», «Alcantara», «Andania», «Antenor», «Arawa», «Ascania», «Asturias», «Aurania», «Ausonia», «Bulolo», «California», «Canton», «Carinthia», «Carnarvon Castle», «Carthage», «Cathay», «Cheshire», «Chitral», «Cilicia», «Circassia», «Comorin», «Corfu», «Derbyshire», «Dunnottar Castle», «Dunvegan Castle», «Esperance Bay», «Fortar», «Hestor», «Jervis Bay», «Laconia», «Laurentic», «Letitia», «Maloja», «Montclare», «Mooltan», «Moreton Bay», «Patroclus», «Pretoria Castle», «Queen of Bermuda», «Rajputana», «Ranchi», «Ranpura», «Rawalpindi», «Salopian», «Scotsatoun», «Transylvania», «Voltaire», «Wolfe», «Worcestershire». Для повышения живучести межпалубное пространство заполнялось пустыми бочками. В 1939-1944 гг. 16 крейсеров погибло. В 1941-1944 гг. 26 кораблей было перестроено в транспортные суда, 2 — в плавбазы, 3 — в плавмастерские. ТТХ крейсера: водоизмещение стандартное – 11 — 25 тыс.т.; длина – 150 — 190 м., ширина – 19 – 22 м., осадка – 9 — 14 м.; силовая установка –2 — 4 паротурбинные установки и 2 — 6 паровых котла; мощность –2,4 — 8,5 тыс.л.с.; скорость – 15 — 19 узл.; экипаж – 250 – 450 человек. Вооружение: 7 — 8х1 – 152-мм орудий и 3х1 – 102 или 2х1 – 76-мм орудия, 2х1 — 40 зенитных автомата.

Корабль был построен на австралийской верфи «Cockatoo DYd» и принят в эксплуатацию в 1929 г. В 1938 г. он был переведен в подчинение Великобритании. Корабль также мог перевозить 37,7 тыс.л. авиационного топлива. В 1943 - 1944 гг. переоборудован в плавмастерскую эскортных кораблей и тральщиков. В 1944 г. корабль был поврежден и не ремонтировался. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 4,8 тыс. т., полное – 6,5 тыс.т.; длина – 135,3 м., ширина – 18,6 м., осадка – 5,3 м.; силовая установка – 2 паротурбинных двигателя и 4 паровых котла; мощность — 12 тыс.л.с.; запас топлива – 942 т. нефти; скорость – 21 узл; дальность плавания – 9,1 тыс. миль; экипаж – 450 человек. Вооружение: 4х1 – 120-мм орудия; 4х1 – 40-мм и 6х1 – 20-мм зенитных автоматов; катапульта; 6-9 гидросамолетов.

Корабль «Ark Royal» был заложен как торговое судно, достроен в качестве гидроавиатранспорта и введен в эксплуатацию в 1914 г. В 1920-1921 гг. прошел капитальный ремонт. В 1934 г. переименован в «Pegasus», а в 1938 г. получил новую катапульту. Корабль списан в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 7,5 тыс. т., полное – 8,5 тыс.т.; длина – 111,5 м., ширина – 15,5 м., осадка – 5,4 м.; силовая установка – паровая машина и 2 паровых котла; мощность — 3 тыс.л.с.; запас топлива – 500 т. нефти; скорость – 11 узл; экипаж – 180 человек. Вооружение: 4х1 – 76-мм орудия; 2х1 – 7,7-мм пулемета; катапульта; 5 гидросамолетов.

Корабли «Athene» и «Engadine» были заложены как транспорты на верфях «Greenock», «Denny», достроены в качестве гидроавиатранспортов и приняты в строй в 1941 г. Они также могли перевозить 129,6 тыс.л. авиационного топлива. Корабли были списаны в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение полное – 10,9/10,7 тыс.т.; длина – 148,6 м., ширина – 19,2 м., осадка – 6,1 м.; силовая установка – 2 паровых машины и 5 паровых котлов; мощность — 8,3 тыс.л.с.; запас топлива – 980 т. нефти; скорость – 17 узл. Бронирование: погреба – 37-51 мм. Вооружение: 1х1 – 120-мм и 1х1 – 102-мм орудия; 4х1 – 40-мм и 7-10х1 – 20-мм зенитных автоматов; до 40 истребителей с разобранными плоскостями или 16-20 полностью собранных.

Корабль был построен на верфи «Fairfields» и принят в строй в 1935 г. Он имел различные мастерские, а также госпиталь. Корабль списан в 1962 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 8,8 тыс.т., полное – 10,2 тыс.т.; длина – 185,3 м., ширина – 19,5 м., осадка – 5 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 6,5 тыс. л.с; скорость – 15,3 узл; запас топлива – 112 т. нефти; дальность плавания – 5 тыс.миль; экипаж – 666 человек. Бронирование: верхняя палуба – 25 мм; нижняя – 51 мм. Вооружение: 4х1 – 102-мм орудия; 2х1 — 40–мм и 4х1 – 20-мм зенитных автомата.

Корабли «Tyne» и «Hecla» были приняты в строй в 1940 г. Они имели внутреннюю противоторпедную защиту толщиной 37-мм. Корабли имели запас нефти для эсминцев – 2 тыс.т., 80 — 533-мм торпед и 150 глубинных бомб. Плавбаза «Hecla» погибла в 1942 г, а «Tyne» — списана в 1973 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 11 тыс.т., полное – 14 тыс.т.; длина – 189,3 м., ширина – 20,1 м., осадка – 6,3 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность –7,5 тыс. л.с; скорость – 17 узл; запас топлива – 1,2 тыс. т. нефти; экипаж – 818 человек. Бронирование: средняя палуба – 51 мм. Вооружение: 8х1 – 114-мм орудия; 2х4- 40 –мм и 6-16х1 – 20-мм зенитных автомата.

Плавбаза эсминцев «Blenheim»

Грузовое судно «Achilles» было построено в 1920 г. на верфи «Scotts Shipbuilding & Engineering Co.». В 1940 г. перестроено в плавбазу под обозначением «Blenheim». Корабль был списан в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 11,4 тыс.т., полное – 16,6 тыс.т.; длина – 160,5 м., ширина – 19,2 м., осадка – 7,6 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки; скорость – 14,5 узл; экипаж – 674 человека. Вооружение: 4х1 – 102-мм орудия; 2х4 — 40–мм и 8х1 – 20-мм зенитных автомата.

Торговое судно 1922 г. постройки на верфи «Scotts Shipbuilding & Engineering Co.» в 1941 г. было перестроено в плавбазу. Корабль был списан в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 11,4 тыс.т., полное – 16,6 тыс.т.; длина – 156 м., ширина – 19,3 м., осадка – 7,6 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки; мощность – 6,8 тыс. л.с.; скорость – 14 узл; экипаж – 670 человека. Вооружение: 4х1 – 102-мм зенитных орудия; 2х4 — 40–мм и 8х1 – 20-мм зенитных автомата.

Корабль построен на верфи «Cammell Laird Shipyard» и принят в строй в 1912 г. Плавбаза отправлена на слом в 1949 г. ТТХ корабля: водоизмещение полное – 935 т.; длина – 58 м., ширина – 10 м., осадка – 3,3 м.; скорость – 14 узл.; экипаж – 63 человека.

Корабль был построен на верфи «Vickers-Armstrongs» и спущен на воду в 1928 г. Плавбаза предназначалась для снабжения 18 подводных лодок типов O, P и R. В числе запасов, находившихся на борту, имелись три 102-мм орудия в разобранном виде, 144 торпеды калибра 533-мм и 1,9 тыс.т. топлива. Плавбаза погибла в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 14,7 тыс.т., полное – 18,4 тыс.т.; длина – 176,8 м., ширина – 26 м., осадка – 7,1 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя; мощность – 8 тыс.л.с.; скорость – 15,5 узл; запас топлива – 610 т. соляра; экипаж – 400 человек. Бронирование: верхняя палуба – до 37-мм. Вооружение: 4х1 – 102-мм орудия.

Корабли «Forth» и «Maidstone» построены на верфи «John Brown & Company» и приняты в строй в 1938-1939 гг. Плавбаза имела различные мастерские, установки для зарядки батарей подводных лодок, около 100 торпед и мин. Корабли отправлены на слом в 1977-1978 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 8,9 тыс.т.; длина – 151 м., ширина – 22 м., скорость – 17 узл; запас топлива – 610 т. соляра; экипаж – 1167 человек. Вооружение: 4х2 – 110-мм орудия; 2х4- 40 –мм зенитных автомата.

Гражданское судно «Spreewald» 1907 г. постройки было переоборудовано на верфи «Richardson Westgarth» в плавбазу и принято в строй в 1916 г. под наименованием «Lucia». В 1942 г. судно было повреждено и перемонтировалось. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 5,8 тыс.т.; длина – 110 м., ширина – 14 м., скорость – 13 узл; экипаж – 262 человека. Вооружение: 3х1 – 47-мм орудия.

Гражданское судно было переоборудовано на верфи «Clyde Shipbuilding Co.» в плавбазу и принято в строй в 1916 г. В 1949 г. судно отправлено на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 5,3 тыс.т.; длина – 102 м., ширина – 14 м., осадка – 5,5 м., мощность двигателя – 3,2 тыс.л.с; скорость – 14,5 узл; экипаж – 245 человек. Вооружение: 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Гражданское судно «Indrabarah» 1905 г. постройки было переоборудовано на верфи «Sir James Laing & Son» в плавбазу и принято в строй в 1907 г. В 1947 г. судно отправлено на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 11,3 тыс.т.; длина – 145 м., ширина – 16,7 м., осадка –3,6 м., скорость – 13 узл; силовая установка – паровая машина; мощность – 3,5 тыс. л.с; запас топлива – 1,6 тыс. т. угля; экипаж – 266 человек. Вооружение: 2х1 – 102-мм орудия; 2х2 – 37-мм зенитных автомата.

Гражданское судно было переоборудовано на верфи «William Dobson & Co» в плавбазу и принято в строй в 1916 г. В 1947 г. судно отправлено на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 8,1 тыс.т.; длина –118 м., ширина – 18,5 м., осадка – 8 м.; скорость – 11 узл; силовая установка – паровая машина; мощность – 4,4 тыс. л.с; экипаж – 224 человека. Вооружение: 4х1 – 102-мм и 1х3 – 76-мм орудия

Торговое судно было переоборудовано на верфи «Harland & Wolff Ltd.» в плавбазу и принято в строй в 1941 г. В 1946 г. судно отправлено на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 11,5 тыс. т; скорость – 10,5 узл. Вооружение: 4х1 – 102-мм и 1х3 – 76-мм орудия.

Корабль был построен на верфи «Harland & Wolf Ltd» и принят в строй в 1942 г. Он имел внутреннюю противоторпедную защиту толщиной 32-мм, запас соляра для подлодок – 12 тыс.т. и 117 — 533-мм торпед. Плавбаза списана в 1970 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 12,7 тыс.т., полное – 16,5 тыс.т.; длина – 200,6 м., ширина – 21,5 м., осадка – 6,5 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 8 тыс. л.с; скорость – 17 узл; запас топлива – 1,3 тыс. т. нефти; экипаж – 1273 человека. Бронирование: средняя палуба – 51 мм. Вооружение: 4х2 – 114-мм орудия; 2х4- 40 –мм и 6х1 – 20-мм зенитных автоматов; 2х4 – 12,7-мм пулемета.

Пассажирский лайнер был построен на верфи «John Brown & Co Ltd» и принят в строй в 1922 г. Адмиралтейством судно было реквизировано в 1939 г., перестроено в плавбазу подводных лодок и введено в строй в 1942 г. Корабль списан в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 16,3 тыс.т., полное – 21,5 тыс.т.; длина – 170 м., ширина – 21 м., осадка – 8,5 м.; силовая установка – паротурбинная установка и 6 паровых котлов; мощность – 13,5 тыс. л.с.; скорость – 16 узл; экипаж – 542 человека. Вооружение: 4х1 – 102-мм зенитных орудия; 4х2 — 40–мм и 19х1 – 20-мм зенитных автоматов.

Пассажирский лайнер был построен на верфи «John Brown Shipbuilding & Engineering Company» и принят в строй в 1920 г. Адмиралтейством судно было реквизировано в 1939 г., перестроено в плавбазу подводных лодок и введено в строй в 1940 г. Корабль списан в 1952 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 16,4 тыс.т., полное – 21,2 тыс.т.; длина – 171,2 м., ширина – 21,3 м., осадка – 8,5 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки; скорость – 16 узл; экипаж – 480 человек. Вооружение: 4х1 – 102-мм зенитных орудия; 4х2- 40 –мм и 19х1 – 20-мм зенитных автоматов.

Грузовое судно «Clan Campbell» было построено на верфи «Greenock & Grangemouth Dockyard Company». В 1939 г. оно было реквизировано Адмиралтейством и перестроено в плавбазу, которая была принята в строй в 1943 г. и переименована в «Bonaventure». Корабль был списан в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 8,1 тыс.т., полное – 10,4 тыс.т.; длина – 148 м., ширина – 19 м., осадка – 9,1 м; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; скорость – 16 узл. Вооружение: 2х1 – 75-мм орудия и 12х1 – 20 зенитных автоматов.

Пассажирский лайнер был построен в 1929 г. на верфи «John Brown & Co. Ltd.». В 1939 г. был реквизирован и служил в качестве военного транспорта. В 1942 г. был преобразован в плавбазу катеров. В 1944 г. был разоружен и возращен владельцу. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 4,2 тыс.т.; длина –112 м., ширина –15,2 м.; силовая установка –2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 1,5 тыс.л.с.; скорость – 21 узл. Вооружение: 2х1 – 75-мм орудия и 12х1 – 20 зенитных автоматов.

Торговый корабль был построен в 1921 г. В 1939 г. приобретен правительством и переоборудован в электромагнитный тральщик. В 1941-1942 гг. перестроен в плавбазу тральщиков. Списан в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс.т.; длина – 82 м., ширина –11,6 м.

Корабль был построен на верфи «Vickers Armstrong» и принят в строй в 1929 г. Запас топлива для других кораблей – 430 т. нефти. Корабль списан в 1954 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 12,3 тыс.т., полное – 15,6 тыс.т.; длина – 163 м., ширина – 25,4 м., осадка – 6,8 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность — 7,5 тыс.л.с.; скорость – 15,5 узл., запас топлива – 1 тыс.т. нефти; экипаж – 580 человек. Вооружение: 4х1 – 102-мм орудия 4х1 – 40-мм и 10х1 – 20-мм зенитных автомата.

Пассажирское судно было построено на верфи «John Brown Shipbuilding & Engineering Company» и принято в строй в 1925 г. Адмиралтейством судно было реквизировано в 1939 г., перестроено во вспомогательный торговый крейсер «Artifex». В 1944 г. судно перепрофилировано в плавмастерскую. Корабль списан в 1957 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 19 тыс.т.; длина – 163,6 м., ширина – 19,8 м., осадка – 9,7 м.; скорость – 15 узл; экипаж – 590 человек. Вооружение: 20-мм зенитные автоматы.

Пассажирское судно «Aurania» было построено на верфи «Swan Hunter and Wigham Richardson Ltd.» и принято в строй в 1924 г. Адмиралтейством судно было реквизировано в 1939 г., перестроено во вспомогательный торговый крейсер под наименованием «Artifex». В 1944 г. крейсер перепрофилирован а плавмастерскую. Корабль списан в 1961 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 14 тыс.т.; длина – 160 м., ширина – 20 м.; скорость – 15 узл. Вооружение: 4х2 – 152-мм орудия и 2х1 – 76-мм орудия.

Пассажирское судно «Antonia» было построено на верфи «Vickers Ltd.» и принято в строй в 1921 г. Адмиралтейством судно было реквизировано в 1940 г., перестроено во вспомогательный торговый крейсер под наименованием «Wayland». В 1944 г. крейсер перепрофилирован в плавмастерскую. Корабль списан в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 13,8 тыс.т.; длина –158 м., ширина – 19,8 м.; скорость – 15 узл; экипаж –500 человек. Вооружение: 4х2 – 152-мм орудия и 4х2 – 40-мм и 2х4 – 20-мм зенитных автомата.

Рефрижератор был построен на верфи «Hawthorn Leslie & Co Ltd» и принят в строй в 1925 г. В 1939 г. судно было реквизировано Адмиралтейством и преобразовано во вспомогательный крейсер. В 1943 г. корабль перестроен в плавмастерскую. Корабль списан в 1961 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 16,7 тыс.т.; длина –166,6 м., ширина –21,7 м., осадка – 13 м; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 2,4 тыс. л.с; скорость – 17 узл; экипаж –500 человек. Вооружение: 4х2 – 152-мм орудия и 2х1 – 76 зенитных орудия.

Грузовое судно «Regina» было построено на верфи «Harland & Wolff» и принято в строй в 1918 г. В 1922 г. судно перестроено в пассажирское, а 1929 г. переименовано в «Westernland». С 1940 г. судно служило в качестве военного транспорта, плавмастерской, плавбазы эсминцев. Списан корабль 1945 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 16,5 тыс.т.; длина –174,5 м., ширина –20,4 м., осадка – 12 м.

Теплоход был построен на верфи «Thompson». В 1939 г. реквизирован и с 1940 г. служил в качестве вспомогательного минного заградителя. В 1944-1945 гг. преобразован в плавмастерскую по ремонту палубных самолетов. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 5,8 тыс.т., полное – 8,8 тыс. т.; длина –142,6 м., ширина –21,2 м.

Грузовое судно с 1941 г. служило в качестве патрульного корабля, а с 1944 г. было перестроено в плавмастерскую для обслуживания тральщиков. Она имела 2 крана для установки параванов на корабли. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 9 тыс.т., скорость – 12 узл. Вооружение – 1х1 – 114 орудие и 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Высокоточная ракета “Экзосет” пролетает в секунду 300 метров, имея массу на старте 600 кг, из которых 165 приходится на боевую часть.


Скорость снаряда 15-дюймовой пушки на дистанции 9000 метров достигала 570 м/с, а масса была в точности равна его массе в момент выстрела. 879 килограммов.

Пуля дура, но бронебойный снаряд еще дурнее. 97% его массы приходилось на сплошной слиток из стали. Какую угрозу представляла 22 кг шеллита, упрятанные в донной части сего диковинного боеприпаса, значения не имело. Главной причиной разрушений была кинетическая энергия “плюхи”, летящей на двух скоростях звука.

140 миллионов джоулей скорости и огня!

По точности стрельбы на заданных дистанциях морская артиллерия едва ли уступала высокоточным ракетам нашего времени. Конкретно по данному орудию (британская пушка BL 15"/42 Mark I) известен прецедент, когда линкор “Уорспайт” попал в итальянский “Джулио Чезаре” с расстояния в 24 километра (“выстрел у Калабрии”).

Последний из британских линкоров, “Вэнгард”, получил эти же замечательные орудия в наследство от недостроенных линейных крейсеров типа “Глориес”: двухорудийные башни пролежали без дела четверть века, пока не были использованы в конструкции нового суперлинкора.

Пройдет еще сорок лет, и англичане будут кусать локти, сожалея об отправленном на слом монстре. В 1982 г. “Вэнгард” мог бы практически в одиночку “навести порядок” на далеких Фолклендский островах. Будь там линкор, бритам не пришлось бы гонять стратегические бомбардировщики с острова Вознесения и выпускать по берегу 8 тыс. снарядов из своих жалких 114 мм “пукалок”, составлявших артиллерийское вооружение эсминцев и фрегатов той эпохи.

Могучие орудия “Вэнгарда” сровняли бы с землей все аргентинские укрепления, посеяв неконтролируемую панику среди солдат. Батальону гуркхов и шотландским стрелкам оставалось лишь высадиться и заночевать на холодном острове, чтобы к утру принять капитуляцию аргентинского гарнизона.

Для подобных целей у англичан была разработана целая линейка фугасных 381 мм снарядов, содержавших от 59 до 101 кг взрывчатки (поболе, чем в БЧ ракеты “Экзосет”). Стоит заметить, что, в отличие от современных кораблей, чье ударное вооружение составляют несколько десятков ракет, в боекомплект линкора входило по 100 выстрелов на каждое из восьми орудий!

Сам “Вэнгард” и его экипаж ничем не рисковали. Древний линкор оказался идеально приспособлен к реалиям той войны. Суперракеты “Экзосет”, бившие корабли в самое радиоконтрастное место (корпус, чуть выше ватерлинии), нарвались бы на самую защищенную часть линкора. Наружный 35-сантиметровый бронепояс, о который пластиковые боеголовки раскалывались бы, как пустые орехи. Еще бы! “Вэнгард” был спроектирован, чтобы выдерживать попаданиях чудовищных бронебойных “чушек” - подобных тем, что вылетали из его стволов.


Кругом тонирован бронирован

Да, все могло быть иначе... При том содержание и консервация древнего линкора на протяжении двух десятилетий стоили бы копейки, в сравнении со сгоревшим от неразорвавшейся ракеты эсминцем “Шеффилд”.

Не хотелось бы превращать статью о столь интересном корабле в альтернативный фарс, потому обратимся к основной теме вопроса. Насколько последний из линкоров соответствовал званию “венец эволюции” для кораблей данного класса?

Техника для побед

“Вэнгард” подкупает своей простотой и серьезностью намерений, как по условиям военного времени. Без излишне изысканных движений и бессмысленных технических рекордов. Там где можно было сэкономить - экономили. Притом, все упрощения - вынужденные или задуманные специально, пошли линкору лишь на пользу.

Впрочем, в этом немалую роль сыграли сроки постройки линкора. “Вэнгард” ввели в строй лишь в 1946 году. В его конструкции был воплощен весь боевой опыт обеих мировых войн, сопряженный с последними достижениями технического прогресса (автоматизация, радиолокация и т.п.).

Над ним смеются, что у него башни от линейных крейсеров Первой мировой. Но ведь если разобраться, что означают считанные миллиметры и проценты, выражающие массу и дальность стрельбы, когда на складах хранятся десятки сменных стволов под этот калибр. Можно стрелять до синевы, проблем с запчастями не возникнет. Создатели “Вэнгарда” получили эти пушки практически бесплатно, из другой эпохи. Притом, что прогресс в области морской артиллерии не слишком продвинулся за два десятилетия между мировыми войнами, а сама британская 381 мм пушка была замечательным на все времена

Старые башни все-таки были модернизированы. 229-мм лобовую деталь заменила новая плита толщиной 343 мм. Усилению также подверглась крыша, где толщина брони возросла со 114 до 152 мм. Нечего даже надеяться, что какая-нибудь жалкая 500-фунтовая бомба сможет преодолеть такую преграду. А хоть бы и 1000-фунтовая...

Лучше стоит обратить внимание на такие малоизвестные факты, благодаря которым “Вэнгард” мог считаться идеальным линкором по соотношению цена/эффективность/качество.

Например, англичане отказались от требования обеспечения стрельбы в нос при нулевом угле возвышения стволов главного калибра. То, что казалось важным, полностью утратило смысл к середине 40-х гг. А линкору пошло лишь на пользу.

Значительный подъем корпуса у форштевня сделал “Вэнгарда” королем штормовых широт. Британец пер на 30 уз. в любую погоду, но еще более удивительно, что его носовая часть и приборы управления огнем оставались “сухими”. Первыми об этой особенности заговорили американцы, отметившие лучшую мореходность “Вэнгарда” по сравнению с “Айовой” во время их совместный маневров в Атлантике.


Спуск "Вэнгарда" на воду


А вот другой малоизвестный факт: “Вэнгард” был единственным в своем роде линкором, приспособленным для действий в любых климатических условиях - от тропиков до полярных морей. Все его кубрики и боевые посты получили паровое отопление, наряду со стандартными системами кондиционирования. Наиболее требовательны к температурным режимам были отсеки с установленной в них высокоточной аппаратурой (радиоэлектроника, аналоговые компьютеры).

3000 тонн. Именно такой запас водоизмещения был потрачен на противоосколочное бронирование! Наряду со своими предшественниками (ЛК типа “Кинг Джордж V”) “Вэнгард” не имел боевой рубки. Вместо “офицерского убежища” с полуметровыми стальными стенами, вся броня была равномерно истрачена на многочисленные противоосколочные переборки (25...50 мм), защитившие все боевые посты в надстройке.


Ровная, прямая, словно высеченная из гранита, стена, образующая переднюю часть надстройки "Вэнгарда", представляла собой... металлическую стену, толщиной 7,5 сантиметров (как ширина головки у ж/д рельса!).

То, что казалось сомнительным с точки зрения классических морских дуэлей (единственным “шальным” снарядом могло “обезглавить” корабль, убив всех старших офицеров), стало блестящей находкой в эпоху авиации и средств воздушного нападения. Даже если “накрыть” линкор градом 500-фн. бомб, то большинство боевых постов в надстройке останутся при своих интересах. Как и находившиеся на постах две сотни моряков.

Другие удивительные факты о последнем в мире линкоре?

У “Вэнгарда” было 22 радара. По крайней мере, столько РЛС должно было быть установлено по проекту.

Перечислить их - одно удовольствие.

Два радара “Тип 274” управления огнем ГК (носовой и кормовой).
Четыре американских КДП системы ПВО “Mарк-37”, размещенных по схеме “ромб” (с двухкоординатными английскими РЛС “Тип 275”, определявшими дальность и угол места цели).

Каждая из одиннадцати зенитных установок “Бофорс” должна была иметь свой пост управления огнем, оснащенный радаром “Тип 262”. Естественно, в мирное время это сделано не было. Единственный, кто получил собственную СУО на гиростабилизированной платформе с размещенной на ней радаром, работающим в паре с аналоговым компьютером, была зенитная установка STAAG на крыше второй башни ГК.

Далее. Радар общего обнаружения “Тип 960” (на вершине грот-мачты). Радар для слежения за горизонтом “Тип 277” (на краспице фок-мачты). Дополнительный радар для выдачи целеуказания “Тип 293” (на фок-мачте), а также пара навигационных РЛС “Тип 268” и “Тип 930”.

Разумеется, все это было неидеально: сигналы радиолокаторов конфликтовали между собой, забивая частоты и отражаясь от надстроек. Тем не менее, достигнутый уровень технологий впечатляет…

С течением времени комплекс радиоэлектронных средств линкора непрерывно развивался и эволюционировал: появись новые ответчики систем “свой - чужой”, детекторы излучения, антенны систем связи и постановки помех.

Зенитное вооружение “Вэнгарда”. О том, как “авиация победила линкоры”, расскажите кому-нибудь другому. Зенитная батарея “Вэнгарда” состояла из 10 шестиствольных установок “Бофорс” (силовой привод, обойменное питание), одной двуствольной зенитки STAAG (стволы от “Бофорса”, собственная СУО) и 11 одноствольных автоматов “Бофорс” Mk.VII.

Итого 73 ствола калибра 40 мм. С самыми совершенными на то время системами управления огнем.

От использования мелкокалиберных “Эрликонов” британцы благоразумно отказались.

Автор намеренно не упомянул о “дальней ПВО” линкора, состоявшей из 16 спаренных универсальных орудий калибра 133 мм. Cтоит признать, что британские моряки остались без дальней ПВО, т.к. указанная система оказалась крайне неудачным выбором.

Впрочем, любые универсальные орудия (даже те, что стреляли снарядами с радиолокационными взрывателями) имели мало значения в эпоху, когда скорости самолетов уже вплотную приблизились к скорости звука. Но у американских 127 мм “универсалок” была хотя бы относительно высокая скорострельность (12-15 выстр./мин.), в то время как британские орудия с раздельным заряжанием на практике делали за минуту всего по 7-8 выстрелов.

Утешительным фактором была лишь огромная мощь 133 мм орудий, чьи снаряды по массе приближались к снарядам шестидюймовых пушек (36,5 кг против 50), что обеспечивало достаточную эффективность в морском бою (ведь “Вэнгард”, как и все линкоры англосаксов, не имел среднего калибра), а также имело бОльшую досягаемость по высоте. Кроме того, такое орудие могло очень пригодиться при проведении обстрелов побережья.

Противоторпедная защита. Еще один интересный момент.

Британцы хладнокровно оценили угрозу и пришли к очевидным выводам. Противоторпедная защита линкоров типа “Кинг Джордж V” оказалась полным трэшем. Более того, любая, даже самая совершенная ПТЗ, не гарантирует защиту от торпед. Подводные взрывы, словно удары молота, крушат корпус корабля, вызывая обширные затопления и повреждения механизмов от сильных ударов и вибраций.

“Вэнгард” не стал рекордсменом в области ПТЗ. его, защита, в целом, повторяла схему, примененную на линкорах типа “Кинг Джордж V”. Ширина ПТЗ достигала 4,75 м, уменьшаясь в районе кормовых башен ГК до “смешных” 2,6...3 м. Единственное, что могло спасти британских моряков - все продольные переборки, входившие в систему ПТЗ были продлены вверх до средней палубы. Это должно было увеличить зону расширения газов, уменьшив разрушительное действие взрыва.

Но главное не это. “Вэнгард” - чемпион по системам обеспечения боевой устойчивости и борьбы за живучесть.

Развитая система откачки и контрзатоплений, впитавшая в себя весь опыт военных лет, шесть независимых постов энергетики и борьбы за живучесть, четыре турбогенератора по 480 кВт и четыре дизель-генератора по 450 кВт, размещенные в восьми отсеках, рассредоточенных по всей длине корабля. Для сравнения, у американских “Айов” имелось лишь два аварийных дизель-генератора по 250 кВт каждый (ради справедливости, у “американок” было два эшелона ГЭУ и восемь основных турбогенераторов).
Далее: чередование котельных и турбинных отделений в “шахматном порядке”, разнесение линий внутренних и внешних валов с 10,2 до 15,7 метров, дистанционное гидравлическое управление вентилями паропроводов, обеспечение работы турбин даже в случае полного (!) затопления турбинных отсеков...

- из к/ф “Морской бой

Эпилог

Проводить прямое сравнение “Вэнгарда” с “Тирпицем” или “Литторио” было бы крайне некорректно. Не тот уровень знаний и технологий. Он старше “Ямато” почти на пять лет и длиннее американской “Саут Дакоты” на 50 метров.

Окажись в той ситуации, в которой гибли герои прежних лет (потопление “Бисмарка” или героическая смерть “Ямато”), он бы раскидал своих противников, как щенков, и ушел 30-узловым ходом в безопасные воды.

Наряду с “Айовой” британский “Авангард” есть признанный венец эволюции для всего указанного класса кораблей. Но, в отличие от быстроходных линкоров ВМС США, распираемых от американского тщеславия и достатка, этот корабль получился свирепым бойцом, чья конструкция полностью адекватна стоящим перед ним задачам.

    Список включает все парусные линейные корабли Французского флота с 1600 по 1860 гг. В начале каждого отдельного номера списка указывается название корабля, затем количество несомых им орудий, дата постройки (приобретения) и дата… … Википедия

    Пополняемый список голландских линейных кораблей, построенных с 1620 по 1860 гг. Линейные корабли постройки 1620 1660 гг Корабли 1 ранга 2 ранга 3 ранга 4 ранга … Википедия

    Борт судна «Ваза» (1628). Орудийные порты Список содержит сведения о парусных линейных кораблях Швеции с 1622 по 1860 гг … Википедия

    В список включены все парусные и парусно винтовые линейные корабли, состоявшие на вооружении российского флота на протяжении более 150 лет его истории (1700 1862). Деление линейных кораблей русского флота на 4 ранга (100 , 80 , 66 и 54 пушечных)… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль. Линейный корабль HMS Victory, флагман адмирала … Википедия

    Содержание 1 Ранг в парусном военно морском флоте 2 Ранг как флотское звание … Википедия

    Великий шторм 1703 года (англ. Great Storm of 1703; нидерл. Stormvloed van 1703) крупнейший в истории Англии шторм ураганной силы, возникший на западе Южной Англии между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи 26 ноября 1703… … Википедия

    Великий Шторм 1703 года (англ. Great Storm of 1703; нидерл. Stormvloed van 1703) крупнейший в истории Англии шторм ураганной силы, возникший на западе Южной Англии между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи 26 ноября 1703 года (по старому… … Википедия

Всем известно, что Англия является основным государством и было бы наивно полагать, что именно англичане не станут лидерами всех морей и океанов. С 14 по 18 века были проведены реформы, которые четко делили все должностные обязанности чиновников, подрядчиков, строителей. Было построено множество верфей, а также корабли были разделены на ранги. Помимо этого, англичане первые, кто ввёл в понимание постоянный флот. В которым всегда числилось определенное количество кораблей, которые согласно расписанию, уходили на ремонт, или выводились из эксплуатации.

Кораблестроение

Сам процесс строительства начинался не только с чертежа, но и с постройки малой модели в масштабе 1:100. Все необходимые бумаги и чертежи «раскидывались» по мастерским, где рабочие по всем параметрам создавали нужные детали, затем направляя их к сборщикам, которые собирали судно в целую конструкцию. В начале 17 века англичане использовали деревянные шпонки, не совсем пригодный материал для регулярного контакта с водой, однако уже к концу века в обиход вошли гвозди, и данная проблема была устранена. После того как сама «чаша» судна была готова, цельный корпус спускали на воду, где уже происходил процесс установки всех необходимых комплектующих деталей. Мачты, рангоуты, такелажи и так далее, устанавливались на воде. Стоит заметить, что помимо обычных отделочных работ корабля, таких как постил палубы и покраска, у англичан была установка скульптур. После всех подобных работ корабль был готов к плаванию, но никак не боевым действиям. Поэтому после всех описанных работ на борт устанавливали вооружение и завозили припасы. Весь подобный процесс занимал около двух лет.

Обшивка корпуса

Англия столкнулась с теми же самыми проблемами, что и остальные морские державы мира. Так как все корабли были сделаны из дерева, которое подвержено быстрому гниению в водяной среде, то было решено до создания медной обшивки днища смазывать его смесью смолы, льняного масла и скипидара. Помимо этого, Англия имела и второй способ обработки дерева, а именно смазка подводной части рыбьем жиром, серой и скипидаром. На этом морские мастера тоже не остановились и на третьем типе обработки разогревали смолу и деготь, а затем добавляли серу.

Разумеется, разрушения больше всего подвергалась нижняя часть корабля, но при повышенной влажности надводная часть судна также страдала и её было решено обкрашивать скипидаром, маслом, дёгтем и охрой. Два последних элемента служили красителями для всей смеси. В конце 17 века прогресс не стоял на месте и подарил Англии медную обшивку. Впервые, медь закрепилась на фрегате «Аларм». В тот же момент было замечено, что медь имеет не только свойства защиты, но также и сглаживает углы корабля и разгоняет его до большей скорости. Крепились медные листы обычными гвоздями, но медь и железо проводили химическую реакцию, где железо быстро ржавело и все крепления выпадали, а листы просто терялись во времени плавания. В 1768 году во флот поступила латунь и уже в этот год проблема была решена, гвозди из этого материала состояли на 59% из меди и на 40% из цинка, оставшийся один процент составляли примеси олова и свинца и как правило на стандартный корабль тратилось около полутора тонны подобных гвоздей. Помимо днища медью обшивали и подводную часть руля.

Необходимо заметить, что из-за подобных нововведений стоимость всех парусников выросла, но из-за увеличенной скорости и продлению срока жизни эта технология осталась несмотря на свой «внушительный ценник». После этого корабли только развивались и развивались, но подобный пример развития дал ориентир многим флотам мира.

Английский купеческий корабль (1395 г.)

По своей принадлежности это – когг. Восстанавливали его внешность по печати Эд.Рутланда 1395 года. На обоих концах судна находились касли. Для закрытия площадок использовался фальшборт из боевых щитов. Для смотрителей и стрелков предусматривалась марсовая площадка, в виде бочонка, прикрепленного к мачте. Руль выполнялся в навесном виде, парус использовался прямоугольный, украшенный гербом. Мачта создавалась из брусьев, скрепленных при помощи канатов. Корабль обладал хорошими мореходными показателями. Бушприт сравнительно небольшой и применялся для проталкивания булиней. Последние использовались для оттягивания парусной шкаторины.

Шпангоуты большого размера имели 0.5 метровую шпацию. Обшивка выполнялась из дуба методом внакрой, с сохранением толщины в 5 см. Палуба покоилась на бимсах, с концами, выведенными за пределы корпуса. Аналогичные корабли использовались и торговцами Ганзы.

Корабль Ричарда III (1400 г.)

Строить данный тип судов начали в начале 1400 годов. Именно оно запечатлено на королевской печати.

Он очень похож на скандинавские шнеккеры, однако не лишен и некоторых отличий. Штевны скошенные, сильно загнутые и высокие. Боевые платформы, где располагалась личная стража короля, аккуратно переходили в саму палуба, что придавало еще больше изысканности судну.

Судно обладало только одной мачтой и прямоугольным парусом, с изображением герба. На ахтерштевне располагался руль, удерживаемый посредством рулевых штырей.

Английское военное судно «Генри Грейс е’Дью» (1514 г.)

Корабль появился в 1514 году, когда Генрих VIII отдал приказ создать самого огромного «члена» его эскадры. Название дословно переводится как – Король Генрих милостью божьей. В сокращенном варианте можно было услышать Гарри, Грейт Гарри. Судно отличалось аристократичным убранством, чему также способствовала ошибка, выполненная методом внакрой. Для крепления досок использовались нагели, а перекройные соединения удерживались заклепками из чистой меди. В длину достигал 50 метров, при ширине в 12.5 метров, а водоизмещение находилось на уровне 1500 тонн. Корабль снабжался огромным количеством вооружения – 184 , включая 43 крупнокалиберных орудий. Спереди находились пара мачт, удерживающие тройку прямоугольных парусов. Оставшиеся снабжались скошенными вариантами, за исключение бушприта, где находились бом блинд и блинд. Количество экипажа на корабле составляло 351, включая 50 членов командующего состава. Также к ним присоединялись 349 воинов. Позднее, в 1535-1536 годах произошли некоторые изменения, в результате которые количество орудий уменьшилось до 122. Это позволило судно попасть в класс каракк. Этот корабль ждало многое, однако случайно упавшая на сухую древесину свеча привела к возникновению пожара в 1553 году, в результате которого он был испепелен.

Английский корабль «Мэри Роуз» (1536 г.)

Этот корабль являлся представителем крупнейших и наиболее военно подготовленных среди всей армады Генриха VIII. Каракка увидела свет в 1536 году. Обладала 4 мачтами и водоизмещением на уровне 700 тонн, что значительно выше показателей того времени. Палубы « » выполнялись в сплошном варианте, опять же отличительная черта, и имели на вооружении 39 крупные пушки и 53 мелкокалиберных. Все это позволяло уверено чувствовать себя во время ведения боя на морских просторах. Но, судьба распорядилась таким образом, что судно затонуло 11 (21) июля 1545 года. Во время выхода из порта, чтобы противостоять флоту Франции, когда начали поднимать брамселя, судно неожиданно пошло в крен по правой стороне. Уже спустя 2 минуты оно находилось на дне. Основной причиной называется излишняя нагруженность орудиями. В результате катастрофы погибли 660 человек из общего экипажа в 700 членов.

Лишь в XX веке судно было поднято со дна и восстановлено. Сейчас его элементы находятся в музее.

Английский галион «Голден Хинд» (1560 г.)

Данный корабль появился в 1560 годах на территории Англии. Первое его название звучало как Пеликан, однако потом он получил более современное – Голден Хинд. Именно на этом судне Френсис Дрейк проплыл вокруг света и совершил пиратскую вылазку на территории Вест-Индии. Благодаря кораблю, ему удалось избежать прямого столкновения с испанцами, после чего и появилось название Золотая Лань. Также в передней части появилась фигурка этого гордого животного, вылитая из 100% золота.

В длину корабль достигал 18.3 метра, при ширине в 5.8 метра. Мог перевозить до 150 тонн, а уровень осадки находился на отметке в 2.45 метра. Как видно из размеров, среди всех судов типа галион, этот заслуживает звания наименьшего. Но были также и крупные представители, способные похвастаться внушительные 50 метрами в длину и водоизмещением порядка 1 тысячи тонн. На палубе оборудовались 2 орудийные площадки, способные вмести до 80 пушек.

Английский барк «Мэйфлауэр» (1615 г.)

В длину данный корабль достигал 18.5 метров и оборудовался сразу 3 мачтами. Водоизмещение порядка 180 тонн. Первое судно увидело свет в 1615 году, а в свое первое плавание он отправился 6 (16) сентября. Отправился из порта Плимут, взяв с собой в путешествие 102 человек. Продлилось плавание 67 дней, после чего был достигнут порт Провинстаун, Массачусетс, где находилась главная колония англичан.

Сейчас нет возможности рассмотреть подробные чертежи, так как ни один из них не дошел до настоящих дней. Собирая все крупицы информации, удалось установить приблизительные размер и части конструкции. Но и это позволило Обществу переселенцев реконструировать судно и даже заставить его проплыть, опять же, до порта Провинстаун, где он и остался на бесконечную остановку. Строительство заняло 10 лет, с 1947 до 1957, а сама поездка длилась 53 дня.

Английское военное судно «Соверин оф зе СИЗ» (1673 г.)

Водоизмещение данного корабля составляло 1530 тонн. Он представляет собой первого представителя, обладающего сразу 3 батарейными палубами. Появился в 1637 году, благодаря английским судостроителям. Чтобы создать один экземпляр судна требовалось использовать 4000 высушенных стволов сосны. Название дословно переводится как Владыка морей и это полностью оправдано, так как по боевой мощность в то время ему не было равных. Палуба вмещала на своей поверхности 104 пушки. В длину он достигал 71 метра, из которых 52.7 занимала батарейная палуба. Ширина составляла 14.2 метра, а высота трюма 5.9. Осадка находилась на уровне 6.75 метров. За время своего существования несколько раз подвергался конструкционным изменениям, в основном незначительным, а также был переделан внешний вид. Это коснулось надстроек в передней части, сократился размер бака и полупалубы. Такелаж был полностью переработан, исчезла бонавентур-мачта, сделав корабль трехмачтовым. Корабль выделялся своим аристократическим внешним видом.

Английский барк «Индевор» (1762 г.)

Эрл оф Пемброк появился на территории Англии в 1762 году и использовался для транспортировки древесного угля. Когда Кук решил отправиться в экспедицию, ему потребовалось переоборудовать судно. В итоге он получил более знакомое название Индевор. Он был схож с классическим барком 1700 годов. Прямоугольные паруса укреплялись на фок-мачте и грот-мачте, дополнительно оборудованными стеньгами. Крюйсель находился на бизань-мачте и соседствовал с контрбизанью. В случае с бушпритом могли использоваться блинд и бом-блинд, стаксель, кливер. Итоговая площадь полотен достигала 700 кв.м., что позволяло достигать максимальной скорости в 8 узлов. Длина корабля составляла 36 метров, при ширине в 9.2. На борту могло уместиться 370 тонн груза. С внешней стороны Индевор не обладал ничем примечательным, однако по прочностным характеристикам и мореходным качествам находился на высоком уровне. Для защиты использовались 10 орудия, а также 12 дальнобойных мортир. На этом корабле было совершено первое путешествие вокруг света под командование Кука.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама