THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Вчера Московский областной суд, рассмотрев апелляционную жалобу на приговор бывшему гендиректору федерального казенного предприятия «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП ГкНИПАС) Олегу Пронину, осужденному за продажу на Украину двигателей боевых ракет, не только не уменьшил ему назначенный срок, но и от себя добавил еще год строгого режима.


Защита Олега Пронина, ранее возглавлявшего крупнейший полигон в Подмосковье, обжаловала приговор Воскресенского горсуда лишь в части назначенного ему наказания в четыре года колонии строгого режима. Уголовное дело рассматривалось в особом порядке судопроизводства, а потому не подлежало пересмотру. Добиваясь смягчения наказания, адвокаты отметили, что Олег Пронин полностью признал свою вину, деятельно раскаялся и активно сотрудничал со следствием, что позволило ему разоблачить других участников аферы. Воскресенский горсуд, по мнению защиты, не принял во внимание, что при тех же обстоятельствах, рассмотрев в особом порядке уголовное дело другого фигуранта - предпринимателя Михаила Джамы, приговорил того всего к двум годам колонии общего режима, хотя его действиями бюджету нанесен ущерб более чем на 67 млн руб. Суд первой инстанции, по мнению защиты, не учел и того, что господин Пронин выразил желание «поработать в дальнейшем, как и прежде, на благо Родины».

Несмотря на аргументы защиты, представитель прокуратуры сообщила, что считает приговор суда первой инстанции законным и обоснованным и просила оставить его без изменения в связи с тем, что преступление господина Пронина, как и остальных фигурантов, связано с распространением оружия массового поражения, подлежавшего утилизации.

Заслушав стороны, коллегия Мособлсуда решила, что суд первой инстанции не в полной мере учел обстоятельства уголовного дела и роль в нем Олега Пронина. Назначенный ему срок был сочтен «мягким» - апелляционная инстанция от себя добавила господину Пронину еще год строгого режима за соучастие в особо крупном мошенничестве, а также в хищении оружия, комплектующих к нему и боеприпасов (ч. 4 ст. 159 и ч. 4 ст. 226 УК РФ).

Господин Пронин являлся одним из фигурантов уголовного дела о продаже украинскому ОАО «Мотор Сiч» двигателей авиационных управляемых ракет. Получив от Минобороны РФ более 100 млн руб. за утилизацию ракет на территории ФКП ГкНИПАС, участники ОПГ затем почти за 50 млн продали их двигатели на Украину.

По основному уголовному делу, которое вскоре поступит в суд, проходят бывшие руководитель Тураевского машиностроительного конструкторского бюро «Союз» Николай Яковлев, коммерческий директор АО «Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"» Виктор Ваган, исполнительный директор ФКП ГкНИПАС Владимир Ниязов и несколько коммерсантов. Свою вину они не признают.

Полигонные испытания самолета включают обширный спектр работ, начиная с самых ранних стадий его проектирования и до серийного производства. Испытания проходят топливная система и двигательная установка, средства боевой живучести, система аварийного покидания кабины летчиком, системы противопожарной защиты, вооружения и многие другие. Испытания различных систем перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации - истребителя Т-50 идут в настоящее время в том числе и на стендах Государственного казенного научно-испытательного полигона авиационных систем (ГкНИПАС).

Мы побывали на испытаниях пушечной установки ННПУ-50, в состав которой входит одна из самых легких в своем классе пушка 9-А1-4071К. Ее предыдущей модификацией была авиационная пушка ГШ‑301, отлично зарекомендовавшая себя на самолетах поколения 4, 4+ и 4++. Но инновационные технологии, новые материалы, компоновка отечественного самолета пятого поколения требуют совершенно новых подходов в испытаниях пушечной установки.

Первый экземпляр отечественного истребителя пятого поколения Т‑50 впервые поднялся в небо 29 января 2010 года. Полеты истребителей демонстрировались в ходе нескольких авиасалонов МАКС, имена его летчиков-испытателей хорошо известны. Гораздо менее заметна работа специалистов, которые проводят наземные испытания различных систем.

Подмосковный Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС) находится примерно в часе езды от аэродрома Жуковский. Здесь проводят значительную часть наземной отработки экспериментальных систем Т‑50. Мы приехали сюда познакомиться с испытанием одной из ответственных систем истребителя пятого поколения - его пушечной установки.

В ГкНИПАС на стапеле установлен макет кабины Т‑50. «Конструкция полностью повторяет настоящий самолет», - говорит заместитель главного конструктора ОКБ Сухого Владимир Соколов. В системе штатного вооружения Т-50 пушка является одним из самых мощных динамических источников нагружения конструкции и оборудования самолета в зоне ее установки. Пушка 9-А1-4071К способна поражать практически все современные бронированные цели. В ходе одного вылета при расходовании полного боекомплекта может быть использовано 150 снарядов калибра 30 миллиметров - осколочно-фугасно-зажигательных (ОФЗ) и бронебойно-зажигательных (БЗ).

Подмосковный полигон


На фото: Снаряды пушки 9-А1-4071К.

Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем был создан в канун войны 27 июня 1941 года и является одним из крупнейших полигонов России. Полигон располагается на территории Воскресенского района в лесном массиве в 60 километрах от Москвы. Он занимает территорию площадью более 100 квадратных километров, имеет развитую инфраструктуру, железнодорожное и автомобильное сообщение.

Основное назначение полигона - наземные испытания и отработка авиационной техники. Стендовые комплексы полигона обеспечивают работы боевыми средствами поражения, испытания снаряженных изделий систем вооружения, моделируют основные воздействующие факторы, которые происходят с самолетом в условиях боевого применения. В этом и есть основная задача полигона - проведение испытаний систем самолета в критических и закритических условиях, которые опасно воспроизводить в лабораторных условиях.

Наилегчайший предшественник

На сайте тульского Конструкторского бюро приборостроения (КБП) им. Академика А. Г. Шипунова сообщается, что в 2014 году на самолете Су‑27СМ проходили летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9-А1-4071К, позволяющей отработать весь боекомплект носителя в любом режиме. После завершения испытаний, в 2015 году планировалось начать опытно-конструкторские работы по отработке пушки на самолете пятого поколения Т‑50.

Пушка 9-А1-4071К стала дальнейшим развитием самой легкой в мире 30-миллиметровой одноствольной авиационной пушки ГШ‑301, которой оснащались отечественные истребители МиГ‑29, Су‑27, Су‑30, Су‑33 и Су‑35, а также фронтовые бомбардировщики и самолеты вертикального взлета и посадки Як‑38.

В 9-А1-4071К были реализованы нетрадиционные «нематериалоемкие» принципы построения и функционирования оружия: патрон - элемент автоматики, безударное «бросковое» досылание, «газовая» экстракция стреляной гильзы, частичное совмещение во времени этих операций. Главная особенность пушки - автономная система водоиспарительного охлаждения ствола. Уникальная базовая схема автоматики откатного типа позволила минимизировать массу оружия и придать самую высокую для 30-миллиметровых пушек скорострельность на один ствол.

Кольцевая возвратная пружина и гидротормоз двустороннего действия эффективно рассеивают избыточную энергию подвижных частей, стабилизируя работу автоматики при стрельбе очередью. Реализована возможность левого и правого ленточного питания, электропиротехническая перезарядка, имеется датчик счетчика остатка патронов.

Пушка 9-А1-4071К имеет темп стрельбы 1500–1800 выстрелов в минуту, а начальная скорость снаряда 860 метров в секунду. Масса оружия составляет всего 50 килограммов при массе патрона 832 грамма и снаряда 390 граммов.

Стрельбы в Фаустово


На фото: Установка пушки 9-А1-4071К на стенд.

На полигоне в Фаустово производится доводка пушечной установки 9-А1-4071К для проведения ресурсных испытаний. Команда техников устанавливает на самолет пушку, заряжает ленту с патронами. После сирены прячемся в укрытии. Секунда и 25 снарядов с грохотом уносятся в песчаный холм в 200 метрах от стенда.

«Наш холм за время испытаний уже собрал около 2 тонн металла - небольших снарядов, - Владимир Соколов показывает на расположенный за мишенью песчаный вал, - а сами испытания на земле продлятся еще долгие месяцы».

Конечно, самое мощное оружие современных истребителей - ракеты. Но «пистолет летчика» (так иногда называют авиационную пушку) остается востребованным даже на истребителе пятого поколения. По мнению ряда экспертов, наличие на Т‑50 новейших прицельных систем значительно повысит эффективность применения авиационного пушечного вооружения, которое в ряде случаев гораздо предпочтительнее, чем использование дорогих ракетных систем.

В ходе испытаний в Фаустово проверяется надежность работы не только пушки, но и агрегатов самолета. Факторов - десятки. Во время выстрела пламя, температура которого около 3 тыс. градусов, обжигает композитную обшивку планера. Грохот выстрела - уровень его громкости достигает 160 децибел - с лихвой перекрывает самые громкие звуки динамиков при выступлении рок-групп на больших стадионах. Выстрелы сопровождаются вибрацией с частотой от 2 до 2 тыс. герц. Вибрация может быть опасна как для отдельных систем, например, жидкокристаллических мониторов «стеклянной» кабины истребителя, так и для пилота истребителя.

Конечно, все эти факторы еще при проектировании учли конструкторы самолета. Но точность расчетов проверяется в ходе длительных испытаний на земле сначала отдельных систем, а потом и самолета в целом.

«Испытания позволили нам определить слабые места в компоновке самолета. К сожалению, при проектировании не всегда удается сделать конструкцию идеальной», - резюмирует Владимир Соколов.

Каждое испытание сопровождается регистрацией большого количества данных. Для этого на стенде установлено более ста различных датчиков для отработки систем. Стендовые испытания должны обеспечить надежное и безопасное функционирование основных систем во всех экстремальных условиях использования самолета.

Параллельно с отработкой пушки специалисты ОКБ Сухого испытывают на стендах в Фаустово и ряд других систем вооружений Т-50, а также его систему жизнеобеспечения. В дальнейшем испытатели будут отлаживать работу всех этих систем и агрегатов уже на натурной «пятидесятке» - Т-50-КНС.

«Испытания в составе натурного самолета позволяют комплексно оценить надежность работы всех систем, - рассказывает Владимир Соколов. - Но в этом объеме информации, для оценки полноты ее восприятия и обеспечения безопасности проведения испытаний необходим симбиоз “самолетлетчик”». Для этого в ОКБ Сухого впервые в стране была создана «служба» операторов-испытателей. В ней работают С. Н. Шилов, А. С. Яснев, В. А. Солонинкин, которые проводят испытания в условиях различных факторов, управляя всеми системами самолета из кабины летчика. «Мы используем десятки самых различных датчиков для определения параметров систем на стендах, - поясняет Владимир Соколов. - Важно, чтобы перед тем, как в кабину сядет наш оператор-испытатель, машина была максимально изучена специалистами. Но опыт и интуиция оператора-испытателя оказываются незаменимыми. Ведь основными “потребителями” результатов наших испытаний являются летчики-испытатели, с которыми у нас самые теплые отношения».

Наземная отработка «по-суховски»

В ОКБ Сухого традиционно уделяется большое внимание развитию методов и средств экспериментальной отработки систем проектируемых самолетов. Еще в 1953 году по указанию самого П. О. Сухого был создан целый ряд экспериментальных лабораторий.

В настоящее время ОКБ располагает обширной структурой собственных научно-исследовательских и испытательных подразделений. Наземная лабораторно-стендовая полигонная база ОКБ позволяет проводить широкий спектр исследований и испытаний конструкции систем и самолетов в целом.

Самолеты и их системы испытываются также на полигонах и базах других предприятий и Минобороны России.

В народе эту часть леса между Фаустово и Белоозерским всуе называют «зоной», проводя неуместные аналогии с фильмом «Сталкер ». Люди, работающие там, предпочитают название «полигон» или «промплощадка». Собственно, «промплощадка» - это несколько режимных предприятий, расположенных на площади 10 тысяч гектаров среди буйства природных красот. Одно из этих предприятий, полигон наземных испытаний «Фаустово », в среду посетили представители воскресенских средств массовой информации.

Официальное название сердца воскресенской «оборонки» - Федеральное казенное предприятие "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем " (ФКП "ГкНИПАС "). Занимается оно почти всеми возможными испытаниями, кроме летных. Проверку на все, что можно (и нужно) проходят образцы и отдельные агрегаты военной и гражданской техники, в основном - авиационной, в условиях, приближенных к реальным. Сколько всемирно известных объектов и отдельных их узлов прошло и проходит до сих пор фаустовский полигон - не счесть. От военных машин, включая новейший ПАК ФА (Т-50), гражданских авиалайнеров и отечественного«космического челнока» почившего в бозе проекта «Буран » до… гранатометов, пушек, ракет и мин, не простых, а противовертолетных.

Страшно, но красиво. Красиво, но страшно

Мероприятие не было экскурсией. Точнее, не совсем экскурсией. Для полноценного обзора всего, что есть на полигоне, по словам директора ФКП "ГкНИПАС " Олега Пронина, потребуется минимум неделя, при условии, что на все испытательные стенды удастся получить допуск - предприятие, напомню, режимное. И там есть, что секретить - многие образцы не имеют аналогов в мире. Из уже несекретного, к примеру - уже упомянутая противовертолетная мина. Представьте - вертолетный десант на побережье. Вражеский, естественно. Ну, примерно, как в бессмертном «Апокалипсисе сегодня » Френсиса Копполы. А на нашем побережье расставлены этакие металлические «лотосы» весом 12 кг о четырех лепестках, и с земли засекают вертолеты за километр, а через 15 секунд по летящим на ста метрах вертолетам как … И все, нет десанта. Но это милитаристская лирика. Есть нечто мрачно красивое в изделиях, произведенных человеком для уничтожения себе подобных.

На деловой встрече руководителей ФКП "ГкНИПАС " с журналистами и представителями воскресенских образовательных учреждений, прошедшей под девизом «Открытая «оборонка»: полигон готов к сотрудничеству», с нами, прежде всего, делились насущными проблемами предприятия и просили посильной помощи в их решении.

Мы сочли необходимым отойти от традиций закрытости предприятий оборонного комплекса и пойти по пути допустимой открытости — и это правильно, в современном обществе многие задачи решаются именно путем открытого диалога, - сказал организатор встречи Александр Квардаков, заместитель директора предприятия. С полигоном меня связывают давние и прочные отношения, как и со всеми предприятиями промплощадки «Фаустово » - в 90-е годы я тут практически жил, безопасность предприятий входила в мою зону ответственности как сотрудника ФСБ. Службе в органах я отдал большую часть жизни, теперь начался другой период, вновь связанный с Воскресенском. И в сферу моих интересов как представителя предприятия входит всемерная помощь в решении проблем экономического развития нашего района. Именно вас, единомышленников, желающих Воскресенску и району процветания, мы пригласили познакомиться с историей предприятия, вместе обсудить вопросы обеспеченности востребованными кадрами предприятий района, найти стратегические направления решения проблем занятости.

Не забыли продемонстрировать гостям одно из впечатляющих зрелищ, на которое способен полигон: пуск на ракетном треке небольшого (но громкого) ракетного двигателя, унесшегося по рельсам вдаль со скоростью в несколько сотен километров в час. Впечатляет. И не только сам пуск, но и раздавшийся перед ним сигнал предупредительной сирены-ревуна. С трудом постарался не повести даже ухом при обоих звуках. Удалось или нет, до сих пор не понял…

Серьезно и местами грустно

После обзорной части разговор в конференц-зале ФКП "ГкНИПАС " шел о серьезном. О кадровой проблеме полигона. Судите сами. Средний возраст технического сотрудника - уже под 60 лет. Талантливая смена - редкое явление. Не идет молодежь на полигон.

А в советское время это было престижное место. В 60-е, на волне «битвы за космос», полигон был главным градообразующим предприятием Белоозерского. Строились дома, семьям молодых специалистов выделялись квартиры… Позже, на пике развития советского военно-промышленного комплекса, на испытания реально занимали очередь КБ со всего Союза. К сожалению, минуло то время. К счастью, минуло и другое, когда «оборонка» почти агонизировала на рунах былого могущества СССР. Военно-промышленный комплекс вновь в почете.

Правда, не у всех. Часто не в почете он у молодых специалистов. И их можно понять: с жильем ситуация напряженная, зарплаты по нынешним меркам средние, работы ой как много. Правда, для увлеченного человека последнее - скорее плюс. Увлеченные люди - это про полигон «Фаустово ». У них горят глаза, они с восторгом обсуждают результаты испытаний и рассказывают о своих разработках.

Жители иногда жалуются, что у нас гремят взрывы. Но безопасность испытаний обеспечена на высшем уровне. Так что, взрывали, взрываем и будем взрывать! - шутит директор ФКП "ГкНИПАС " Олег Пронин. - Потому что это значит: полигон живет, «оборонка» развивается, для страны это важно.

Полигон западает в сердце, раз и навсегда, - вторит начальник конструкторского отдела. - Приходите! Было бы желание, а работать научим.

Впрочем, возьмут не всех. Нужны способные талантливые конструкторы, инженеры, да и просто рабочие, сварщики, специалисты по металлу - у полигона собственный цех, в котором производятся, повторюсь, уникальные изделия для различных испытательных нужд. Где же взять кадры, молодых специалистов, способных пройти испытание полигоном так, чтоб «прирасти» к нему всей душой?

По словам руководства полигона, этой проблемой в Воскресенске озаботились всерьез: в настоящее время поставлена задача определить актуальные и прогнозные потребности наших предприятий в кадрах для проведения согласованной работы по их подготовке. В дальнейших планах - подготовка профессионалов в рамках трехсторонних договоров с предприятиями, учебными заведениями и молодыми людьми, готовыми получать профессию, действительно нужную на рынке труда и затем работать на предприятии «под заказ».

В настоящее время, считают руководители предприятия, появляются новые перспективы - известно, что «оборонка» постепенно выводится с территории Москвы. Именно ФКП "ГкНИПАС " может стать точкой развития этого направления - в пользу такого варианта говорят и большие площади, и профессиональный коллектив, и выстроенная инфраструктура предприятия. Так что вполне возможно, что в скором будущем мы узнаем о новых победах полигона.

Юрий Белимов
Фото автора

Губернатор Московской области Андрей Воробьев вручил главе Балашихи Сергею Юрову диплом лучшей управленческой команды региона.
Газета Факт
25.12.2019 С 6 по 8 января 2020 года в Истре в рамках проекта Правительства Московской области «Зима в Подмосковье» пройдет масштабный фестиваль «Сказочное Рождество»,
Ступинская панорама
26.12.2019 Комитет по туризму Московской области, департамент туризма Ярославской области,
Газета Родник
25.12.2019

Помимо новогодних мероприятий, организованных для детей Министерством социального развития Московской области,
Газета Новости недели
25.12.2019 - Всего за 2019 год Госадмтехнадзор проверил 87 588 объектов и территорий.
Городские вести
25.12.2019

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама