Введение. Труд- это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.
В данном разделе раскрывается сущность труда как широкого социального процесса. Выделяются общественные функции и формы труда, определяется его социальное качество.
Сравнивается социологический аспект трудовых отношений с функциональным подходом. Выделяются виды социально-трудовых отношений в зависимости от содержания, субъектов деятельности, способа общения, объема властных полномочий и по другим основаниям.
Определяются содержание и виды трудовой адаптации, ее основные стадии, условия полноценной адаптации субъекта в трудовом коллективе.
Дается определение социального контроля в сфере труда, выделяются его основные функции. Приводится классификация видов и форм социального контроля в трудовом коллективе, видов социальных норм и санкций.
Объясняются социально-трудовые отношения, используя понятия удовлетворенности трудом, занятости, безработицы, мобильности, миграции.
Данный раздел также знакомит с основными методами разрешения трудовых конфликтов и принципами анализа результатов экономической деятельности.
^ 3.1 Труд как базовый социально-экономический процесс:
социальная сущность труда, классификация
социально-трудовых отношений.
Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственное взаимодействие работников друг с другом. Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. В процессе труда между носителями живого труда возникают трудовые отношения. Их можно рассматривать в двух аспектах: функциональном и социологическом
Функциональный аспект трудовых отношений предполагает выявление необходимой численности работников, пропорций их профессионального и квалифицированного состава на основе необходимых затрат времени на изготовление определенного продукта труда, трудоемкости изготовления продукции и т.д.
Социологический аспект трудовых отношений означает выявление равенства-неравенства между участниками процесса труда, социального положения отдельных субъектов и групп работников, их интересов, мотивов, трудового поведения и т.п.
Труд выступает не только экономическим, но и фундаментальным социальным фактором, определяющим все жизненные устремления современного общества. Трудом обусловлены экономическая деятельность и социальная структура, важнейшие факторы социализации личности, культура общества, образ жизни людей, уровень ихматериального благополучия и т.д. Взаимодействуя между собой в процессе труда, люди вступают в широкую сеть социально-трудовых отношений. Благодаря им осуществляется распределение результатов экономической деятельности (экономическая функция трудовых отношений), предоставляется возможность работникам участвовать в делах предприятия (демократическая функция), обеспечиваются условия субъектам для их интеграции в общественную жизнь (социальная функция). Среди многообразия социально-трудовых отношений выделяют их характерные типы и виды.
К основным типам социально-трудовых отношений относят:
1. Патерналистские отношения. Они характеризуются сильно выраженной регламентацией со стороны государства или администрации предприятия.
2. Партнерские отношения основаны на договорном регулировании с учетом интересов всех участвующих сторон.
3. Конкурентные отношения выражают стремление получить односторонние преимущества без учета интересов другой стороны.
4. Солидарные отношения предполагают общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов сторон.
5. Субсидиарные отношения означают стремление субъектов к личной ответственности за свои действия и достижение своих целей.
6. Дискриминационные отношения основаны на произволе, незаконном ограничении прав субъектов социально-трудовых отношений.
7. Конфликтные отношения выражают обострение противоречий субъектов социально-трудовых отношений.
Выделяю такжевиды социально-трудовых отношений (табл. 3.1.1)
Таблица 3.1.1 Виды социально-трудовых отношений
№ | Основание классификации | Виды отношений |
1 | По содержанию деятельности | Производственно-функциональные Профессионально-квалификационные Общественно-организационные |
2 | По субъектам отношений | Межорганизационные (межпроизводственные) Внутриорганизационные (внутрипроизводственные) |
3 | По характеру распределения доходов | В соответствии с трудовым вкладом Не в соответствии с трудовым вкладом |
4 | По способу общения | Безличные (опосредованные) Личные (непосредственные) |
5 | По объему властных полномочий | По горизонтали По вертикали |
6 | По степени регламентированности | Формальные (официальные) Неформальные (неофициальные) |
Социальная сущность труда выражается, прежде всего, через общественные функции и формы труда, а также социальное качество труда. Основные общественные функции труда.
1. Создание общественного богатства (материального и духовного).
2. Реализация потенциального общественного богатства (природных полезных ископаемых, интеллектуального потенциала общества).
3. Развитие, самовыражение и самоутверждение личности.
Труд реализуется в таких общественных формах, как обобществленный труд, мелкогрупповой труд, индивидуальный труд.
Социальное качество труда заключается в воздействии трудовой деятельности работника на его социальные роли, социальное положение, интересы, образовательный и профессионально-квалификационный уровень, другие социальные характеристики. Такое воздействие обусловлено влиянием орудий труда, технологии, условий труда, форм организации труда и др.
Характер труда отражает способ соединения производителя со средствами производства, обусловленной господствующими в данном обществе отношениями собственности. Так, в рабовладельческом обществе раб – и средство труда соединялись как собственность рабовладельца. И это порождало личную зависимость работника от того, кто присваивал результаты его труда. В капиталистическом обществе работник может соединяться со средствами труда, продавая свою рабочую силу и оставаясь лично свободным. Таким образом, труд по своему характеру может быть рабским, барщинным, наемным (Соколова Г.Н., 2002).
Отношение к труду , согласно Г.Н. Соколовой, – сложное социально-трудовое явление. Это характеристика типа духовной связи индивида с предметом, средствами и продуктом труда, а также с производственной средой. Его основными элементами выступают:
Мотивы и ориентации трудового поведения;
Реальное или фактическое трудовое поведение;
Вербальное трудовое поведение (оценка работниками своей трудовой ситуации).
Среди показателей отношения к труду выделяют объективные показатели (ответственность, добросовестность, инициативность, дисциплинированность и т.д.) и субъективные показатели (общая удовлетворенность работой, частичная удовлетворенность отдельными элементами процесса труда: заработной платой, условиями труда, взаимоотношениями в коллективе и т.д.).
На отношение к труду влияет ряд факторов: производственных и непроизводственных. К производственным факторам относят: оплату и условия труда; организацию труда; производственную самостоятельность; взаимоотношения в коллективе и др. Среди непроизводственных факторов отношения к труду выделяют: уровень жизни работников; образовательный и профессиональный уровень работников; стаж трудовой деятельности; развитость социальной инфраструктуры; состояние трудовой морали и т.д.
Понятие содержание труда выражает производственно-техническую сторону соединения работника со средствами труда, характеризует процесс труда как взаимодействие человека с природой (орудиями и предметами труда). Содержание труда представляет собой совокупность выполняемых работником действий и их соотношение, состав конкретных трудовых функций. Различают следующие трудовые функции работника: энергетическая; технологическая; контрольно-регулирующая; управленческая; информационная. Используя ручную технику, человек осуществлял обмен веществ с природой при помощи опосредствующей функции; машинная техника позволила человеку осуществлять обмен веществ с природой при помощи регулирующей функции; современная научно-техническая революция дает ему возможность контролировать внутренний механизм явлений и предметов природы с помощью контролирующей функции (Соколова Г.Н., 2002).
^ Содержательность труда - это насыщенность его умственной деятельностью, выражение сложности, разнообразия выполняемых трудовых функций, интеллектуально-психологическая характеристика труда.
Главным фактором, влияющим на изменение структуры трудовых функций, выступает научно-технический прогресс. Под его влиянием изменяются содержание и содержательность труда.
^ Условия труда – это совокупность социально-экономических, технико-организационных, социально-гигиенических и социально-психологических условий, влияющих на здоровье и работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности трудом, на эффективность производства, уровень жизни и развития личности.
^ Удовлетворенность трудом - это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии.
Существует целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.
1. В результате изучения оценочных отношений людей к благополучию в быту, социально-экономической системе, социальному климату установлено, что работа и карьера имеют для них наибольшее значение наряду с такими ценностями, как здоровье, личная жизнь, полноценный досуг, часто занимая в этом рейтинге первую позицию. Одним словом, удовлетворенность трудом есть, прежде всего, социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов и групп, населения, нации. Вопросы "как живем?" и "как мы трудимся?" во многом совпадают для одних людей в молодости, для других - в зрелом возрасте.
2. Удовлетворенность трудом имеет функционально-производственную значимость. Она влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей. Отношение к труду может основываться на самооценке работником своих деловых качеств и показателей. При этом самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность в зависимости от конкретного случая могут положительно и отрицательно влиять на работу.
3. Забота работодателя об удовлетворенности людей их трудом определяет некоторые существенные типы управленческого поведения, трудовых отношений вообще. Работодатель часто скептически относится к производственно-экономическому эффекту всяких мероприятий по гуманизации труда и их финансирование считает нерациональным. Средства на эти цели обычно тратятся под давлением профсоюзов, рабочих масс или правовых инстанций.
4. Удовлетворительные, с точки зрения работника, характер и условия труда - это важнейший фактор авторитета руководителя. Для работников та администрация лучше, которая способна сделать лучшим их труд.
5. Удовлетворенность трудом часто является индикатором текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению.
6. В зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или понижаются требования и притязания работников, в том числе и в отношении вознаграждения за работу (удовлетворенность может снижать критичность в отношении оплаты труда).
7. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием объяснения, интерпретации самых разных поступков отдельных работников и трудовых групп. Она определяет стиль, способ, манеру общения администрации с трудовым коллективом. Иначе говоря, различается поведение удовлетворенных и неудовлетворенных людей, различается также управление удовлетворенными и неудовлетворенными людьми.
^ Трудовая адаптация и социальный контроль
в трудовом коллективе
Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором в отличие от биологического и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений трудового коллектива, усваивает новые для него социально-трудовые роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым подчиняя свое поведение предписаниям данного предприятия.
Выделяют первичную и вторичную трудовую адаптацию. Первичная имеет место при первоначальном вхождении работника в трудовую среду, вторичная - при смене рабочего места, профессии, должности и т.д.
Трудовая адаптация имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.
1. Профессиональная адаптация выражается в овладении профессиональными навыками, формировании необходимых профессиональных качеств, приобретении профессионального мастерства и т.д.
2. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.
3. Общественно-организационная адаптация означает освоение новым субъектом организационной структуры организации, трудового распорядка, режима труда и отдыха, особенностей системы управления.
4. Психофизиологическая адаптация - это процесс освоения человеком условий и ритма труда, санитарно-гигиенического комфорта, психофизиологических нагрузок труда и т.д..
5. Культурно-бытовая адаптация - это участие новых членов трудового коллектива в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени.
В процессе адаптации работник проходит три основные стадии: 1) ознакомление с трудовой ситуацией; 2) приспособление к трудовой ситуации; 3) объединение с трудовой ситуацией.
Показателями степени адаптированности работника к трудовой среде выступают: эффективность и качество труда; усвоение социально-трудовой информации; трудовая активность; удовлетворенность трудом и др.
На процесс трудовой адаптации могут оказывать влияние как объективные, так и субъективные факторы.
К объективным факторам трудовой адаптации относятся условия, не зависящие от работника: уровень организации труда; автоматизация труда; условия труда; масштабы трудового коллектива; его месторасположение и др.
К субъективным (личностным) факторам относятся: социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение); социально-психологические характеристики (уровень притязаний, трудолюбие, самоконтроль, коммуникабельность и т.д.); социологические (степень профессионального интереса, степень материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и т.д.)
Одним из условий, способствующих трудовой адаптации, выступает профессиональный отбор персонала. Его целью является выявление пригодности человека выполнять определенную работу.
Профессиональный отбор предполагает описание профессии, составление профессиограммы рабочего места, а также карты личности, отражающей природные данные индивида, его наклонности, социальные, психологические и физиологические особенности.
Другим условием полноценной трудовой адаптации является наличие возможностей для профессионального роста работника, его служебной карьеры. Наличие перспективы продвижения по профессиональной и служебной лестнице способствует скорейшей первичной трудовой адаптации молодых специалистов.
В процессе производственной адаптации важную роль занимает личностный потенциал работника (рис.3.1.2). Это совокупность определенных черт и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность самоутверждения, уравновешенность и т.д. то есть личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельностную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.
Исследователи отмечают, что передовым работникам присущи следующие черты: энергичность, умение управлять своими эмоциями, готовность открыто излагать свое мнение, способность изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы.
Важную роль в регулировании жизни трудового коллектива выполняет социальный контроль. Социальный контроль называют особым институтом общества, призванным предотвращать и исправлять те социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь.
Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд – основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Труд и работа – понятия не равноценные, не тождественные. Труд явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммами, штуками и т. д.
По определению А. Маршалла, труд – это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».
Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.
Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то –вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обраба-тывается, формируется, т. е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.
Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.
Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.
Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.
Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.
Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.
Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.
Целями трудовой деятельности может быть производство потребитель-ских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических про-дуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.
В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.
Под условиями труда понимается совокупность элементов производ-ственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.
Различают социально-экономические и производственные условия труда.
Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полно-ценного отдыха, условия быта и т. д.). Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.
Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.
Следовательно, труд – явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).
Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории «труд».
Труд – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.
Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.
В представлении о труде также выделяют различные аспекты:
экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование труда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);
технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности и др.);
социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство и др.);
психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда и др.);
правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда и др.).
Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.
Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Труд и работа - понятия не равноценные, не тождественные. Труд - явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа - понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа - килограммами.
По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» [Маршалл. Т. 1. С. 124].
Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.
Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила - основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то - вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т. е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.
Средства труда - это орудия производства, про помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам
Глава 3 Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 43
уда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.
Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения (рис. 3.1). Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.
Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.
Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.
Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний - деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие - как пассивный.
44
Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства
Подавляющая часть деятельности людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений. Отсюда осознанную часть деятельности подразделяют на трудовую и нетрудовую части. Основными критериями, отличающими трудовую от нетрудовой деятельности, выступают:
- Связь с созиданием благ, т. е. создание и наращивание материальных,
духовных, бытовых благ. Деятельность, не связанная с созиданием,
трудом не является. Например, прогулки, путешествия, игры как фор
ма отдыха, прием пищи, лечебных процедур. Такая деятельность свя
зана с потреблением благ для восстановления работоспособности, раз
вития, воспроизводства жизнедеятельности; - целенаправленность деятельности. Бесцельная деятельность отноше
ния к труду не имеет, так как это бездарное расходование человече
ской энергии, не имеющее позитивных последствий; - легитимность деятельности. К труду относится только незапрещен-
ная деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом
быть не может, так как направлена на незаконное присвоение резуль
татов чужого труда и преследуется по закону; - востребованность деятельности. Если человек затратил время и уси
лия на производство изделия, которое оказалось никому не нужным,
то такую деятельность нельзя считать трудом.
Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 45
Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.
В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.
Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.
Различают социально-экономические и производственные условия труда.
Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т. д.). Производственные условия труда -это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.
Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.
Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд – основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Труд и работа – понятия не равноценные, не тождественные. Труд явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммами, штуками и т. д.
По определению А. Маршалла, труд – это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».
Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.
Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то –вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обраба-тывается, формируется, т. е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.
Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.
Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.
Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.
Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.
Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.
Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.
Целями трудовой деятельности может быть производство потребитель-ских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических про-дуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.
В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.
Под условиями труда понимается совокупность элементов производ-ственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.
Различают социально-экономические и производственные условия труда.
Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полно-ценного отдыха, условия быта и т. д.). Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.
Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.
Следовательно, труд – явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).
Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории «труд».
Труд – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.
Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.
В представлении о труде также выделяют различные аспекты:
экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование труда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);
технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности и др.);
социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство и др.);
психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда и др.);
правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда и др.).
Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.
Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая его к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Труд и ра бота - понятия не равноценны, не тождественны. Труд - явление общественное, она присуща только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа - понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа - килограммами.
Обязательные элементы труда - рабочая сила и средства производства.
Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются ею в процессе труда. Рабочая сила - основная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда . Предметы труда - это продукты природы, В процессе работы подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительскую стоимость. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или добавляют к основному материалу новые свойства, то - вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.
Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место.
Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношения соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе работы не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, в более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются. Новые потребности с требованиями их дальнейшего удовлетворения (рис. 1).
Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.
Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознанной целью.
Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний - деятельности или бездеятельности, то деятельность выступает как активный процесс, а бездеятельность - как пассивный.
Основными критериями, отличающими трудовую от нетрудовой деятельности, выступают:
связь с созданием благ , т.е. создание и наращивание материальных, духовных, бытовых благ. Деятельность, не связанная с созданием, не является трудом. Например, прогулки, путешествия, игры как форма отдыха, приема пищи, лечебных процедур. Такая деятельность связана с потреблением благ для восстановления работоспособности, развития, воспроизводства жизнедеятельности;
целенаправленность деятельности . Бесцельная деятельность отношение к труду не имеет, потому что это пустая трата человеческой энергии, не дает положительных результатов;
легитимность деятельности . К работе относится только запрещенную деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом быть не может, так как направлена на незаконное присвоение результатов чужого труда и преследуется законом;
востребованность деятельности . Если человек затратила время и усилия на изготовление изделия, оказался никому не нужным, то такую деятельность нельзя считать трудом.
Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства.
В процессе труда на человека влияет большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, действующих на ее работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.
Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, влияющие на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны ее развития, и прежде всего отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.