THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИЧУГСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС

«АРТ–ПРОФИ – ФОРУМ»

Номинация «Арт-Профи - профессия»

«Моя профессия»

Выполнил : обучающийся I курса,

группа № 3, профессия Станочник(металлообработка)

Смирнов Игорь Андреевич

Руководитель:

Никольская Ирина Владимировна

преподаватель истории

2015г

Моя профессия.

Профессия, о которой я хочу рассказать, не является широко известной, как, например, профессия продавца или менеджера, и не считается популярной среди молодежи, как профессия программиста или системного администратора. Это профессия Станочник. Я знаю о ней не понаслышке, потому что сам ее выбрал, поступив в ОГБПОУ Вичугском многопрофильный колледж. Эта профессия интересная, почетная и с богатой историей. Профессия Станочник входит в список 50 наиболее востребованных на рынке труда перспективных профессий.

Толковые словари сходно объясняют эту профессию. В толковом словаре Д.Н. Ушакова читаю: «Станочник-рабочий, работающий на станке», в словаре Т.Ф.Ефремовой нахожу такое объяснение: «Станочник тот, кто работает на станке». Но хочу добавить, что станки бывают разные, и материалы, с которыми приходится иметь дело рабочему, тоже отличаются. Моя специализация – металлообработка, а профессия - станочник широкого профиля - связана с машиностроением. Поэтому в моем понимании станочник – это рабочий, выполняющий обработку деталей из металла на токарных, фрезерных, шлифовальных, сверлильных станках. Он изготавливает различные детали для ремонта станков и механизмов, проводит отслеживание точности параметров в ручном режиме, гарантирует высокое качество выполняемых работ. Станочник широкого профиля должен знать всю технологическую цепочку изготовления деталей, уметь работать на станках разного типа и применять в своей работе разные инструменты: сверла, фрезы, развертки, резцы.

На станке нужно работать не только руками, но и уметь думать головой. Станочнику необходимы хорошие знания в области математики и физики, особенно важна механика. В своей учебе я делаю упор на изучение свойств обрабатываемых металлов, на умение читать и создавать чертежи различных деталей. Настоящий мастер должен иметь хорошее зрение, для него также важна физическая сила и выносливость. Работая на станке, специалист должен быть внимательным и аккуратным, чтобы избежать травм и не допустить брака при изготовлении деталей.

На уроках теоретической подготовки по профессии мы уже пробовали работать на Симуляторе пульта управления токарным станком с числовым программным управлением. Старшие ребята нашего колледжа уже успешно справляются с заданиями взрослых мастеров, наравне с профессионалами работают на Вичугском машиностроительном заводе. Студент 2 курса Баландин Павел представлял наш регион на полуфинале Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills в Ярославле и Коломне в компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ».

WorldSkills – это международное движение, направленное на повышение престижа рабочих профессий, развитие профессионального образования и проведения конкурсов профессионального мастерства для молодых рабочих. Мы гордимся нашим товарищем. В дальнейшем я бы тоже хотел попробовать свои силы в подобных соревнованиях.

Об этой профессии я узнал еще до поступления в колледж. Станочником был мой прадед по материнской линии Теплов Аркадий Михайлович, а потом и отец выбрал эту профессию. О своем прадедушке я знаю из рассказов матери. Мой прадед работал на Вичугском машиностроительном заводе с 1939 года. Он всегда вспоминал о том времени с чувством гордости, ему довелось учиться у лучшего токаря завода В. В. Сокина. Владимир Владимирович стал инициатором стахановского движения на Вичугском литейно-механическом заводе, так раньше назывался завод в городе Вичуга. Вместе со своим напарником Беляевым он взялся обслуживать три станка, тем самым значительно перевыполняя установленные нормы выработки. В 1939 году В. В. Сокин был награжден орденом Трудового Красного Знамени, стал первым орденоносцем на заводе. Когда я побывал на учебной практике и поработал на токарном станке, то понял, что выточить деталь на простом непрограммируемом станке очень трудно. Ломая очередной резец, я всегда удивлялся тому, что токаря- профессионалы способны были работать на трех станках одновременно и выпускать качественную продукцию. Мой прадедушка стал отличным специалистом, он участвовал в конкурсах профессионального мастерства и занимал призовые места.

Осваивать профессию мне помогает отец. Он всегда говорит мне, что нужно изучить профессию с самых азов, знать все технические операции, а к делу подходить ответственно, вдумчиво, оттачивая каждое движение за станком. В нашем колледже профессия Станочник считается привилегированной, потому что на эту профессию всегда есть конкурс, и получить ее возможно только как основную, а не как дополнительную, совмещая обучение с другой, выбранной при поступлении. Мой отец давно работает на металлообрабатывающих станках с программным управлением и справедливо считает, что за ними будущее в станочной профессии. Он прошел путь от простого станочника до оператора-наладчика станков с числовым программным управлением. На производственном участке мне уже приходилось работать на Токарно-револьверном центре с ЧПУ ST -30 и программно-аппаратном комплексе обработки материалов (учебно-производственном токарном станке с ЧПУ). Я очень рад, что такое оборудование нам доверяют уже на первом курсе. Эти станки отвечают всем современным требованиям профессии Станочник.


На уроках ознакомления с профессией я узнал, что профессия известна на Руси с начала 18 века, когда свои реформы проводил Петр 1. Петр 1 своими руками на токарном станке изготовил множество изделий, в том числе вазу, которую подарил Прусскому королю. Станок этот до сих пор хранится в музее Санкт-Петербурга. Самым известным механиком и изобретателем в России был Андрей Константинович Нартов, создатель токарно-винторезного станка с механизированным суппортом. Его называли «Личным токарем» Петра. Эта должность сейчас сравнима с должностью министра машиностроения.

Изучая историю профессии, я все больше проникался уважением к людям труда, смекалистым и упорным в своей работе, и гордостью за свой профессиональный выбор.

Следующий важный этап в развитии станочной профессии пришелся на годы войны. С 1941 года большинство заводов перешли на выпуск продукции военного назначения. На нашем машиностроительном заводе выпускали снаряды, патроны, гранаты. Многие специалисты ушли на фронт, в числе них был и мой прадед. Места ушедших на фронт рабочих заняли в основном женщины и подростки. Бывшая работница завода Разумова Галина Ефимовна рассказывала: «Было мне четырнадцать лет и восемь месяцев. Работала строгалем. Это была основная моя работа. А рядом станки стояли пустые, работать на них некому было. Я точила на них снаряды. Это была как бы дополнительная работа, а основная – строгалем. Двенадцать часов работали – с семи утра до семи вечера». Это обычный трудовой день станочника в годы войны, только рабочими тогда были мои сверстники или еще младше, школьники, бросившие школу. Мой прадед Теплов А.М. прошел всю войну, был трижды ранен, имеет награды. Из рассказов мамы знаю, что после войны он вновь вернулся на родной завод к своему станку.

Разные времена переживал наш завод. Несмотря на все трудности специалисты машиностроительной отрасли, связанные с металлообработкой, были и остаются востребованными на рынке труда. Я продолжаю изучать эту профессию с твердым убеждением, что всегда смогу найти себе работу по специальности после окончания учебы.

Свои размышления о выбранной профессии мне бы хотелось закончить словами современного мыслителя Востока Али Апшерони: «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями». Я думаю, что мой отец, прадед и я поступили правильно, выбрав профессию Станочник. Мне есть на кого равняться в профессии и к чему стремиться в будущем.

Жизнь современного человека всецело зависит от различных механизмов. Электрогенераторы и ТЭЦ поставляют в дома электричество, насосы и компрессоры поднимают чистую воду на десятый этаж, механические часы отсчитывают время. И это не говоря уже об электронных гаджетах и устройствах, которые нас окружают со всех сторон.

Поэтому сейчас особый спрос на специалистов, которые могут создавать любые приборы и оборудование. А также на тех, кто производит запчасти для механизмов, – станочников.

Обязанности станочника и особенности его работы

Станочник – это рабочий-специалист, который занимается созданием деталей, впоследствии используемые для различных механизмов. Для производства он использует специальные станки, откуда и пошло название его профессии. При этом работает станочник не только с металлом и сплавами, но и с различными пластмассами, стеклом, керамикой, деревом.

В перечень обязанностей специалиста также можно включить следующее:

    создание чертежей будущей продукции, проведение расчетов;

    регулирование работы станка, настройка необходимых характеристик;

    оценка качества созданных деталей.

Стоит также отметить, что работа станочника во многом перекликается с другими рабочими специальностями: токарь, фрезеровщик, шлифовщик, сверловщик. Поэтому рабочий имеет представление о строении и принципах работы соответствующих инструментов, к которым можно отвести: токарные станки, сверла, резцы.

Кроме того, оборудование рабочих постоянно модернизируется и развивается. На сегодняшний день многие станки уже оснащены программным управлением для того, чтобы иметь возможность работать в промышленных масштабах и выпускать большой объем продукции ежедневно. Так что от современных станочников уже требуется знание работы компьютерной техники и умение работать с ЧПУ-станками.

А для того, чтобы выполнять все поставленные перед ним задачи станочник должен знать:

    устройство, принципы работы и наладки различных станков, а также сопутствующего инструментария;

    методики создания различных элементов механизмов;

    особенности используемых материалов;

    способы оценки качества, правила выбраковки.

При этом в зависимости от материала, с которыми работает станочник, выделяют несколько более узких специализаций:

    станочник деревообрабатывающих станков;

    станочник металлообрабатывающих станков;

    станочник широко профиля.

Стоит отметить, что последняя специальность предполагает, что рабочий умеет работать как с деревом, так и с металлом, знает особенности у всего разнообразия оборудования. Иными словами, его можно назвать универсальным специалистом.

Обучение станочников: условия и варианты

Как уже говорилось выше, данная специальность объединяет в себе множество других рабочих профессий: токарь, фрезеровщик, шлифовщик, сверловщик, зуборезчик и многие другие.

Закономерно на эту профессию может прийти человек, который уже имеет образование или опыт работы по одной из практических специальностей. В этом случае на предприятии ему предложат некоторое время поработать под руководством опытного станочника, чтобы освоить и понять нюансы, которые присущи именно этой профессии.

Другим вариантом получить необходимую профессию является учеба в профильном техникуме. Чаще всего для этого надо пройти подготовку по направлениям «Технология деревообработки» или «Технология металлообработки». Принимают на обучение как выпускников 11 классов, так и 9 классов. А в образовательную программу включены производственные практики, благодаря которым еще во время получения образования, будущий специалист может оттачивать свое практическое мастерство и погружаться в рабочие процессы предприятий.

Не стоит забывать и о специальных курсах по подготовке рабочих кадров. Они предлагают в короткие сроки получить профессиональные знания. Но необходимо помнить, что стать слушателем курсов могут только совершеннолетние, а бюджетные места учебные центры не предоставляют.

А из-за постоянного развития техники станочник должен постоянно повышать свой уровень знаний, поскольку именно от его профессиональных навыков будет зависеть карьерный рост и уровень дохода. Для этого необходимо регулярно посещать курсы по повышению квалификации.

Разряды профессии станочник по ЕТКС

Вне зависимости от направленности данной профессии уровень квалификации определяет сложность детали и мастерство исполнителя. Так, станочник 2 разряда занимается самыми простыми элементами. А вот станочник 6 разряда чаще всего привлекается к работе, когда необходимо создать очень сложные, даже уникальные детали. В этом случае от специалиста требуется не просто точная работа, но большие познания в области механики, аналитический склад ума и пространственное воображение.

Личностные качества профессии станочник

Пусть профессия станочник и относится к категории рабочих, но во многом это интеллектуальный труд. Специалисту необходимо не просто по шаблонам создавать детали на станке, но и самостоятельно делать чертежи, эскизы. Для такой работы необходимо иметь хорошие знания в различных областях, а также острый глазомер, хорошую мелкую моторику, аналитический склад ума и пространственное воображение.

Но без выносливости и готовности к долгой и кропотливой работе чаще всего в неудобной позе добиться необходимого результата чаще всего невозможно.

Поэтому в перечень необходимых для работы в качестве станочника качеств следует внести:

    внимательность;

    ответственность;

    аккуратность;

    усидчивость;

    нацеленность на результат;

    умение нестандартно подходить к решению задач.

Вакансии станочников и уровень их зарплаты

Профессия станочника пользуется вполне заслуженной популярностью на машиностроительных или деревообрабатывающих предприятиях. Судя по вакансиям, особенно ценятся специалисты, умеющие работать на станках с ЧПУ. При этом вакансии станочников практически всегда предполагают опыт работы в аналогичной должности от 1 года.

Средний уровень заработной платы станочника по России составляет около 40 000 рублей. При этом существуют предприятия, которые предлагают оклад в размере 60 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии станочник

Среди положительных моментов следует отметить:

    востребованность и актуальность;

    достойный уровень ежемесячного дохода;

    получение знаний и навыков, которые позволяют реализоваться и в других направлениях.

К числу минусов профессии необходимо отнести:

    сложные условия работы;

    необходимость в постоянно совершенствовании собственных навыков;

    требуется опыт для трудоустройства.


Российской Федерации.

  • Станочник широкого профиля несет ответственность за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Станочник широкого профиля несет ответственность за соблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
  • Станочник широкого профиля несет ответственность за выполнение правил внутреннего распорядка, правил ТБ и противопожарной безопасности.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с (наименование, номер и дата документа) Руководитель структурного подразделения: 00.00.00г.(подпись) фамилия, инициалы СОГЛАСОВАНО: Начальник юридического отдела: 00.00.00г.(подпись) фамилия, инициалы С инструкцией ознакомлен: 00.00.00г.

Должностная инструкция станочника широкого профиля 5-го разряда

Требования к квалификации:

  • Должен знать:
  • конструктивные особенности и правила проверки на точность обслуживаемых станков различной конструкции, универсальных и специальных приспособлений
  • способы установки и выверки деталей
  • геометрию, правила заточки, доводки всех видов режущего инструмента
  • конструктивные особенности и правила применения различных универсальных и специальных приспособлений
  • принцип действия и правила эксплуатации контрольно-измерительных инструментов и приборов
  • основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы
  • основные принципы калибровки сложных профилей
  • правила определения оптимального режима шлифования в зависимости от материала, формы изделия и марки шлифовальных станков.

Инструкция

Внимание

Шатуны двигателей — фрезерование масляных прорезей. 22. Шестерни — сверление и развертывание отверстий. 23. Штампы — сверление отверстий под направляющие колонки.


§ 100. Станочник широкого профиля 4-го разряда Характеристика работ. Обработка деталей на токарных и фрезерных станках по 7 — 10 квалитетам, на сверлильных станках по 6 — 9 квалитетам и на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости по 7 — 8 квалитетам, с применением различных режущих инструментов и универсальных приспособлений.


Нарезание резьбы диаметром свыше 42 мм на сверлильных станках; нарезание двухзаходной наружной и внутренней резьбы, резьбы треугольного, прямоугольного, полукруглого профиля, упорной и трапецеидальных резьбы на токарных станках. Фрезерование открытых и полуоткрытых поверхностей различных конфигураций и сопряжений, резьбы, спиралей, зубьев, зубчатых колес и реек.

Ошибка 404 страница не существует

  • Изготовление приспособлений для механической обработки керамических деталей.
  • Настройка различных станков, в том числе с программным управлением, для обработки керамических изделий с установкой сложных приспособлений и специального режущего инструмента.
  • Сверление, развертывание, растачивание отверстий у деталей из легированных сталей, специальных и твердых сплавов.
  • Нарезание всевозможных резьб и спиралей на универсальных и оптических делительных головках с выполнением всех необходимых расчетов.
  • Фрезерование сложных крупногабаритных деталей и узлов на уникальном оборудовании.
  • Шлифование и доводка наружных и внутренних фасонных поверхностей и сопряженных с криволинейными цилиндрических поверхностей с труднодоступными для обработки и измерения местами.
  • Шлифование электрокорунда.
  • III.

Станочник широкого профиля должностные обязанности

Антенны УКВАнтенные усилителиАудио и видеонаблюдениеАудиотехникаБлоки питанияБытовая электроникаБытовые электроприборыВидеотехникаВЧ усилители мощностиГалогенные лампыГенераторы, гетеродиныГирляндыГражданская радиосвязьДетекторы напряженности поляДозиметрыДом, приусадебное хозяйство, хоббиЗажигание автомобиляЗаземление и занулениеЗарядные устройства, аккумуляторы, батарейкиЗащита электроаппаратурыЗвонки и аудио-имитаторыИзмерения, настройка, согласование антеннИзмерительная техникаИндикаторы, датчики, детекторыИнструмент электрикаИнфракрасная техникаКварцевые фильтрыКомпьютерные интерфейсыКомпьютерные устройстваКомпьютерный модингКомпьютерыЛичная безопасностьЛюминесцентные лампыМедицинаМеталлоискателиМикроконтроллерыМикрофоны, радиомикрофоныМобильная связьМодернизация радиостанцийМодуляторыМолниезащитаМузыкантуНачинающему радиолюбителюОграничители сигнала, компрессорыОсвещениеОсвещение.

  • запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников;
  • взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности;
  • знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения;
  • предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями;
  • выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины;
  • докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
  • IV.

Станочник широкого профиля

Важно

Эксцентрики со сложными лекальными кривыми — фрезерование по контуру по разметке. 24. Эталоны хвоста лопаток паровых турбин — шлифование хвостовой части и уклонов.


§ 102.

Станочник широкого профиля 6-го разряда Характеристика работ. Обработка деталей на токарных и фрезерных станках сложных, экспериментальных и дорогостоящих деталей и инструмента по 6 — 7 квалитетам и на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости по 1 — 5 квалитетам.

Нарезание многозаходных резьб сложного профиля любого модуля и шага. Фрезерование сложных крупногабаритных деталей, узлов, тонкостенных длинных деталей, подверженных короблению и деформации, на уникальных фрезерных станках.

Шлифование и доводка наружных и внутренних сопрягаемых поверхностей сложной конфигурации с труднодоступными для обработки и измерений местами, требующих нескольких перестановок и точной выверки с применением оптических приборов.

Должностные инструкции

Нарезание наружной, внутренней треугольной резьбы метчиком или плашкой на токарных станках. Фрезерование плоских поверхностей, пазов, прорезей шипов, цилиндрических поверхностей фрезами.

Инфо

Установка и выверка деталей на столе станка и в приспособлениях. Должен знать: принцип действия однотипных сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков; назначение и условия применения наиболее распространенных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов, специального режущего инструмента; маркировку и основные механические свойства обрабатываемых материалов; правила заточки и установки резцов и сверл; виды фрез, резцов и их основные углы; виды шлифовальных кругов и сегментов; способы правки шлифовальных кругов и условия их применения; назначение и свойства охлаждающих жидкостей и масел; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости.


Примеры работ 1.

Обязанности станочника широкого профиля

Должностные обязанности 2.1. Для выполнения возложенных функций, станочник широкого профиля 4-го разряда обязан: 2.1.1. Обрабатывать детали на сверлильных, токарных и фрезерных станках и шпоночных станках по 7-14 квалитетам, на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости по 7-11 квалитетам с применением различных режущих инструментов и универсальных приспособлений и соблюдением последовательности обработки и режимов резания в соответствии с технологической картой или указаниями мастера, на сверлильных станках по 6-9 квалитетам.
2.1.2. Сверлить, рассверливать, зенковать сквозные и гладкие отверстия в деталях, расположенных в одной плоскости, по кондукторам, шаблонам, упорам и разметке на сверлильных станках. 2.1.3.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2017Часть №2 выпуска №2 ЕТКСВыпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45(в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645) Раздел ЕТКС «Механическая обработка металлов и других материалов» § 98. Станочник широкого профиля 2-го разряда Характеристика работ. Обработка деталей на сверлильных, токарных и фрезерных станках по 12 — 14 квалитетам, на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости по 11 квалитету с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и соблюдением последовательности обработки и режимов резания в соответствии с технологической картой или указаниями мастера. Сверление, рассверливание, зенкование сквозных и гладких отверстий в деталях, расположенных в одной плоскости, по кондукторам, шаблонам, упорам и разметке на сверлильных станках.

Должностные инструкцииДомашняя мастерскаяЖизнь замечательных физиковЗаводские технологии на дому — простые рецептыИнструменты и механизмы для сельского хозяйстваИскусство аудиоИскусство видеоИстория техники, технологии, предметов вокруг насИ тут появился изобретательКонспекты лекций, шпаргалкиЛичный транспорт: наземный, водный, воздушныйЛюбителям путешествовать — советы туристуМобильные телефоныМоделированиеОпыты по физикеОпыты по химииНормативная документация по охране трудаОсновы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД)Основы первой медицинской помощи (ОПМП)Охрана трудаПараметры, аналоги, маркировка радиодеталейРадио — начинающимСекреты ремонтаСоветы радиолюбителямСтроителю, домашнему мастеруСправочная информацияТиповые инструкции по охране труда (ТОИ)Функциональный состав импортных ТВФункциональный состав, пульты, шасси, эквиваленты импортных телевизоровЧудеса природы.

Станочник широкого профиля работает на металлообрабатываю­щем производстве, в ремонтных мастерских, ремонтных цехах различ­ных производств. Эта специальность возникла в связи с необходи­мостью оперативного изготовления небольших партий деталей разной сложности для ремонта станков и механизмов. Он обрабатывает детали из металла и других материалов на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовочных станках. Руководствуясь чертежом дета­ли, определяет последовательность ее изготовления. Подбирает необ­ходимые для этого инструменты. Использует справочники и производит необходимые расчеты. Выбирает режим резания, проводит наладку станка, устанавливает инструмент и заготовку, проводит обработку детали. Выверяет с помощью оптических приборов размеры детали и качество ее обработки. В процессе работы станочник использует ручные инструменты, механическое оборудование (токарные, сверлиль­ные, фрезерные, шлифовальные станки) и измерительные приборы. Работает в помещении. Основная рабочая поза - положение “стоя”.

Вредными факторами являются высокий уровень шума и запылен­ность воздуха. Возможны микротравмы кистей рук.

Должен знать: основы материаловедения, теории сопротивления материалов, электротехники, технической механики, технических из­мерений; устройство, правила наладки станков и проверки их на точность, устройство и правила использования измерительных инстру­ментов, технологию термообработки, заточки, доводки инструмента; принципы калибрования профилей деталей, классы точности и чистоты обработки.

Должен уметь: "читать" чертежи; рассчитывать режимы обработки деталей из различных материалов, используя справочные материалы; производить наладку и подналадку станков; выполнять обработку де­талей из разных материалов на различных станках; выверять размеры деталей при помощи измерительных инструментов.

Профессия имеет 2-6 разряды. Для успешного освоения профессии станочниканеобходимы: фи­зическая сила, достаточная острота зрения и слуха, точное цветораз-личение, тонкая осязательная и кинестетическая чувствительность, точный линейный и объемный глазомер, точная зрительно-двигательная координация (на уровне движений обеих рук), пространственное вооб­ражение и наглядно-образное мышление.

Работане рекомендуется людям, страдающим заболеваниями: органов дыхания с частыми обострениями, сердечно-сосудистой систе­мы неблагоприятного течения; нервной системы, проявляющиеся при­ступами головокружения и потерей сознания; кожи с преимуществен­ным поражением кистей рук, а также лицам, имеющим пониженные показатели зрения и слуха.

Родственные профессии: заточник, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, строгальщик, токарь-универсал, фрезе­ровщик, шлифовщик.

СТОЛЯР

На деревообрабатывающих и других предприятиях столяр выпол­няет работы по изготовлению деталей, узлов, изделий, мебели различ­ной сложности по чертежам и эскизам. Уникальность столярного дела в том, что один человек должен владеть всеми инструментами своей мастерской и различными видами деревообрабатывающих станков для того, чтобы изготовить вещь от нуля до полной ее готовности, что особенно важно при изготовлении мебели. Объем операций, которыми должен владеть столяр, достаточно велик. Он строгает вручную брусковые детали, в различных приспособлениях для сборки изделий склеивает шиты, белодеревные и фанерованные рамки, бруски с обог­ревом токами высокой частоты. Подготавливает поверхности изделий к фанерованию, зачищает и шлифует фанерованные детали и узлы, подгоняет и крепит клеем и шурупами детали к узлам и изделиям. Кроме этого, столяр подбирает, подгоняет и навешивает двери, выпол­няет работы по врезке замков, установке и креплению лицевой фурнитуры, зеркал, стеклянных дверок и полок. Наклеивает обивоч­ные материалы на изделия. Ремонтирует детали и узлы, предназначен­ные для отделки. Производит ремонт и реставрацию корпусной, решет­чатой и гнутой мебели с заменой отдельных узлов и деталей.

Пожалуй, самой сложной, но и самой интересной из всех видов столярных работ является именно изготовление и реставрация мебели.

Ведь в последнее время все больше появляется мебели, выполненной “под старину” и художественной мебели современных форм, и хотя трудоемкость исполнения таких изделий выше, их хорошее качество и высокая потребительская ценность с лихвой компенсируют большие затраты труда. Для выполнения этой работы столяр должен знать весь технологический процесс изготовления мебели и ее деталей, основные породы, свойства и пороки древесины, а также других применяющихся материалов, лаков, клеев.

Профессия столяра способствует развитию эстетического вкуса, воображения и мышления. Работа с деревом, материалом, всегда таящим неожиданные находки, формирует особые формы восприятия: наблюдательность, умение выделять интересные декоративные особен­ности материала. Выполняемая преимущественно в естественном тем­пе, требующая спокойствия, работа предполагает стабильность эмоци­ональной сферы, способствует развитию терпения и самоконтроля. В процессе овладения профессией формируются разнообразные двига­тельные умения и навыки, улучшается точность и координация движе­ний, глазомер.

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что для столяра очень важно иметь хорошее зрение, нежелательны хронические забо­левания легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальная астма) и заболевания, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

ТОКАРЬ

Токарь - одна из наиболее широко распространенных специальнос­тей металлообработки, так как токарные станки - это самая крупная группа станков в механических цехах. Токарь - профессия, необходи­мая во всех отраслях народного хозяйства, поэтому сохраняется постоянно высокий уровень потребности в специалистах этой профес­сии.

Токарная работа представляет собой обработку металлов и неме­таллических материалов резанием. Резанием называют последователь­ное снятие с заготовки слоев металла (стружки) при помощи режущего инструмента. Этим путем достигают заданных чертежом формы, раз­мера и качества деталей.

Токарь-универсал - высококвалифицированный рабочий-станочник. Работа его разнообразна. Он производит наружную обточку заготов­ки, придавая ей цилиндрическую, коническую или фасонную форму;

внутреннюю расточку изделия, нарезание внутренних и наружных канавок и резьб разных профилей; сверление различных отверстий, отделку изделия. При этом токарь согласно -технологии по чертежам, производя необходимые расчеты, изготовляет деталь полностью или делает частичную токарную обработку, передавая затем деталь на другие станки (фрезерный, шлифовальный, долбежный и другие). Раз­меры деталей различны: от десятых долей миллиметра до десятков метров. Поэтому применяют и маленькие настольные станочки для обработки мельчайших деталей, и станки-гиганты, обрабатывающие детали диаметром до З м, длиной до 30 м и массой до 1700 т. И на маленьких и на больших станках требуются высокая точность и чистота обработки.

Работа токаря требует не только специальных знаний, но иразви­тия определенных качеств: технического мышления, пространственных представлений, памяти на числа и формы, развитого внимания, уме­ния логически мыслить. При настройке станка важную роль играют глазомер, помогающий точности установки приспособлений, координа­ция движений обеих рук при управлении станком (особенность работы токаря состоит в том, что руки одновременно производят разные движения, а это требует значительной тренировки) и определенная физическая сила. Важно, чтобы у рабочего были развиты наряду с уже перечисленными качествами тонкость слуховых восприятий при кон­троле за ритмом работы станка. Значительная часть рабочего времени токаря-универсала отводит­ся контрольно-измерительным операциям. Высокие требования к точ­ности вызывают необходимость тщательных измерений. Поэтому очень важно наличие острого зрения, дающего возможность замечать мелкие различия формы. Немаловажную роль имеет цветовосприятие, так как по цвету стружки токарь устанавливает, правильно ли определен режим резания (цвет стружки меняется при разной скорости точения).

Должен знать: правила наладки и проверки на точность токарных станков различных типов; способы установки креплений и выверки деталей; методы определения технологической последовательности об­работки и выбора оптимальных режимов резания; правила термообра­ботки, заточки, доводки и установки режущего инструмента; принципы калибрования профилей; схему установки плазменного подогрева и меры по обеспечению ее безопасной работы; правила настройки плазмотрона; свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей; систему допусков и посадок, квалитеты (классы точности) и классы шерохова­тости (чистоты обработки).

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что существуют производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье тока­ря: повышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе. Поэтому на обучение по этой специальности не допускаются лица, страдающие гипертонической болезнью, хроничес­кими заболеваниями легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальной астмой) и перенесших туберкулез, имеющие заболевания ушей со стойким понижением слуха и болезни, сопровож­дающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

Станочные (фрезеровщик, ста­ночник деревообрабатывающих станков и др.) и слесарные профессии.

УЧИТЕЛЬ

Сеятель разумного, доброго, вечного - говорят об УЧИТЕЛЕ. Педагогическая деятельность требует особого призвания, в основе которого лежит любовь к детям. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей. Учи­тель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфи­ки преподаваемого предмета, способствует формированию общей куль­туры личности. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения, в том числе по индивидуальным планам, ускорен­ным курсам в рамках государственных стандартов. Обеспечивает выполнение учебной программы, достижение и подтверждение обучаю­щимися уровней образования. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их в полном объеме, в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Отвечает за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса.

Педагогическая деятельность требует от человека определенных качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, са­мообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональ­ностью, убедительностью.

Должен знать: "Закон об образовании", основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач, теорию методики, психологию, возрастную физиологию, школьную ги­гиену, методику преподаваемого предмета, воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средст­ва обучения и их дидактические возможности, современные направле­ния развития образования. Готовят учителей для средней общеобразовательной школы педаго­гические училища, педагогические институты, университеты. Большин­ство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется так же в школах-интернатах, училищах, техникумах, дошкольных учрежде­ниях, учреждениях дополнительного образования.

Работане рекомендуется людям, имеющим психические расстрой­ства, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем тяжелого течения, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекци­онные и кожно-венерические заболевания, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющим вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм).

Должен знать: свой предмет и его педагогическую специфику, уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной, знать класс, группу, уровень ее знаний; должен знать каждого ученика, условия, в которых он живет, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого подход к нему; должен пользоваться у ребят авторитетом, пользоваться их доверием и уважением, владеть методикой обучения; уметь подготовить урок, методически продумать его; уметь передать другим свои знания, помочь учащемуся усваивать сообщаемый материал, применять полу­чаемые знания на практике; знать возрастные особенности восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте.

Требования к профессиональной подготовке. Учитель работает со всем классом и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников, замечать все изменения в их поведении. Таким образом, наблюдательность, распределенность внимания, его переключаемость, являются профессионально важными качествами учителя. Педагоги­ческая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя правильная речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедитель­ностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Родственные специальности: воспитатель в дошкольном учрежде­нии, воспитатель группы продленного дня, репетитор, гувернер, руко­водитель частной школы.

ФЕЛЬДШЕР

В городских и районных лечебно-профилактических учреждениях фельдшер является помощником врача и работает непосредственно под его наблюдением. В сельской местности самостоятельно осущес­твляет стационарную, амбулаторную помощь, помощь на дому, часто выполняя при этом функции врача.

Профессия имеет специальности:

1) фельдшер “Скорой помощи” - работает преимущественно в учреждениях службы “Скорая помощь”, выезжает по вызову для оказания первой помощи больному. По данным осмотра ставит пред­варительный диагноз. В случае необходимости вызывает врача или бригаду специалистов. Осуществляет транспортировку больных при госпитализации. Выполняет медицинские манипуляции: внутривенные вливания, инъекции, перевязки и др.;

2) фельдшер-лаборант - производит забор материалов (крови, желудочного сока и др.), готовит препараты для микроскопии;

3) фельдшер военный - ведет прием и медицинский осмотр, а также лечение в воинских частях, на кораблях в отсутствии врача или под его наблюдением;

4) фельдшер психоневрологических учреждений - в местах, где отсутствует врач-психиатр, направляет выявленных или обратившихся за помощью психических больных в стационар и наблюдает за ними после выписки;

5) фельдшер-акушер - принимает роды, проводит патронаж бере­менных женщин и грудных детей, мероприятия по предупреждению женской и детской смертности;

6) санитарный фельдшер - осуществляет санитарное обследование пищевых предприятий, бань, душевых, все виды дезинфекции на своем участке, составляет акты санитарного осмотра и т.д.

Фельдшер работает в постоянном контакте с людьми (кроме фельдшера-лаборанта), в одно-двухсменном режиме, возможны кругло­суточные дежурства, работа в праздничные и выходные дни. Часто находится в разъездах. Труд сопряжен со значительными физически­ми нагрузками, нервными стрессами (необходимость оказания экстрен­ной помощи, правильной постановки диагноза, работа с людьми, нахо­дящимися в различном психическом состоянии), опасностью заражения инфекционными заболеваниями.

Для эффективной работы фельдшерунеобходимы: физическая выносливость, устойчивость к воздействию стрессогенных факторов, хорошая долговременная и оперативная память, способность к быст­рой оценке и принятию оперативных решений, наблюдательность, от­ветственность, аккуратность, дисциплинированность.

Требуются хорошие знания в области химии, анатомии и физио­логии человека. Необходимо знание основных симптомов заболеваний взрослых и детей, инструкций по применению медикаментов, соблюде­ние правил их учета и хранения, владение методикой и техникой ухода за больными, навыками реанимации пострадавшего, а также знание и соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

Работа фельдшера не рекомендуется людям, имеющим тяжелые расстройства сердечно-сосудистой системы, психические заболевания, аллергию на лекарственные препараты, нарушения зрения (в основном для фельдшера-лаборанта), являющимся бактерио- и вирусоносителями. По специальности фельдшера-лаборанта могут успешно трудиться лица, имеющие инвалидность в связи с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, страдающие сахарным диабетом.

Медицинская сестра, препод­аватель в медицинском училище, фармацевт.

ФЕРМЕР

Фермер обеспечивает производство товарной сельскохозяйствен­ной продукции на арендованной или находящейся в частной собствен­ности земле и сельскохозяйственной технике.

Организует и выполняет широкий спектр трудовых операций. Выполняет различные хозяйственные работы: слесарные, сварочные, строительные, управляет машинно-тракторными агрегатами. Занимает­ся селекцией, сбором, переработкой, хранением и реализацией произ­веденной продукции. Заботится об увеличении урожайности, сохране­нии поголовья, заготовке кормов, борется с вредителями сельскохо­зяйственных культур, оказывает ветеринарную помощь.

Фермерские хозяйства могут специализироваться на отдельных отраслях сельского хозяйства (растениеводстве, животноводстве, пче­ловодстве, рыболовстве и т.п.) или быть комплексными (многоотраслевыми). Труд на растениеводческих фермах носит сезонный характер, выполняется в дневное время, позволяет шире использовать технику. Фермер-животновод занят весь год с примерно равной нагрузкой и полный рабочий день с небольшими перерывами, а иногда и в ночное время для регулярного обеспечения кормами, уборки помещений, ухода за молодняком.

Труд фермера сопряжен с риском, обусловленным “капризами” погоды, конкуренцией, колебаниями цен на технику и продукцию. Фермер должен следить за состоянием рынка, проявлять гибкость и оперативность в перепрофилировании производства. В меру необходи­мости он пользуется услугами финансовых, торговых, снабженческих, ремонтных, юридических и других вспомогательных и посреднических структур.

Работа фермера физическая и умственная одновременно, напря­женная, ненормированная, с высокой долей ручного труда. Емунеоб­ходимы интерес к природе, трудолюбие, самодисциплина, предприим­чивость, практическая смекалка и сноровка.

Должензнать: основы растениеводства, животноводства, экономи­ки, правового законодательства и норм, землепользования, кредитно-денежных отношений, налоговой и таможенной политики; устройство, эксплуатацию, управление машинно-тракторными агрегатами.

Работа фермера требует достаточной физической силы, выносли­вости, крепкого здоровья, хорошего зрения и слуха. При выборе этой профессии противопоказаны: болезни суставов и позвоночника (выра­женный полиартрит, остеохондроз), заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбоф­лебит), бронхиальная астма и другие хронические болезни легких тяжелого течения. Однако при некоторых отклонениях в функциях дыхательной и нервной системы умеренный физический труд на возду­хе способствует укреплению здоровья.

Близкие профессии (специальности): животновод, овощевод, трак­торист.

ФРЕЗЕРОВЩИК

Фрезеровщик работает на предприятиях машиностроения и метал­лообработки. На фрезерных станках (горизонтальных, вертикальных, копировальных, многошпиндельных, универсальных и специализирован­ных) обрабатывает детали различной сложности и назначения, ведет их плазменно-механическую обработку. По чертежам детали и техно­логической карте определяет последовательность обработки детали. Выполняет необходимые расчеты, определяет последовательность обра­ботки и режимы резания, производит наладку обслуживаемого обору­дования. С помощью измерительных инструментов проверяет соответ­ствие обработки заданным параметрам. Устанавливает детали и выве­ряет их в различных плоскостях.

Для успешного освоения профессии необходимы: зрительно-двига­тельная координация на уровне движений рук, точный линейный и объемный глазомер, способность к концентрации внимания, хорошая зрительная память, развитое наглядно-образное мышление, простран­ственное воображение.

Работает индивидуально в помещении. Рабочая поза - стоя, фик­сированная. Вредным фактором является высокий уровень шума.

Должен знать: правила наладки и проверки на точность обслужи­ваемых станков; особенности эксплуатации установки плазменного подогрева, меры по обеспечению ее безопасной работы; способы наладки плазмотрона; механические свойства обрабатываемых мате­риалов; способы установки, крепления, выверки обрабатываемых дета­лей; правила определения оптимальных режимов резания; правила термообработки, заточки и доводки фрез; систему допусков и поса­док, квалитеты (классы точности) и классы шероховатости (чистоты обработки).

Профессия имеет 2-6-й разряды.

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что существуют производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье: по­вышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе. Поэтому эта специальностьне рекомендуется лицам, стра­дающим гипертонической болезнью, хроническими заболеваниями лег­ких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальной астмой) и перенесших туберкулез, имеющих заболевания ушей со стойким понижением слуха и болезни, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

Родственные профессии: заточник, слесарь-инструментальщик, ста­ночник широкого профиля, токарь-универсал.

ЧАСОВЩИК

Работает в мастерских по ремонту часов, ремонтных цехах часо­вых заводов. Часовщик высокой квалификации в мастерской самостоя­тельно выполняет все виды ремонтных операций: разборку механизма, выявление дефекта, промывку узлов и деталей, замену дефектных деталей, изготовление несложных деталей, сборку и регулировку часов.

На приемном пункте часовщик-приемщик по результатам осмотра часового механизма определяет неисправности и оформляет заказ. По возвращении отремонтированных часов из цеха перед выдачей заказчи­ку заводит их и регулирует точность хода. Если нет необходимости в ремонте, часовщик-приемщик в присутствии заказчика сам исправляет мелкие неполадки и регулирует механизм.

В ремонтном цехе часовщик выполняет следующие операции: разбирает часы и выявляет дефекты; моет детали и узлы механизма; подбирает детали и узлы, требующие замены, и изготавливает недостаю­щие; собирает часовые механизмы и проверяет их работу. В процессе работы использует ручные инструменты (отвертки, пинцеты, лупу), моеч­ные машины, электронный измеритель точности хода и другие.

Работает часовщик в помещении. Характерна вынужденная рабо­чая поза - положение “сидя”. Повышенной нагрузке подвергается зрение: работа с мелкими деталями, неравномерная нагрузка на оба глаза (вследствие использования лупы).

Профессия имеет 2-6 разряды.

Для успешного освоения профессиинеобходимы: хорошая осяза­тельная и кинестетическая чувствительность, зрительно-двигательная координация на уровне движений рук, способность к устойчивой концентрации внимания в течение длительного времени, простран­ственное воображение, наглядно-образное мышление.

Должен знать: устройство часового механизма; технологию изго­товления различных типов часов; последовательность операций сборки-разборки часов; основные виды неисправностей, способы их выявления и устранения; правила обработки изготавливаемых деталей; рецептуру моечных составов.

Должен уметь: осуществлять операции по ремонту часов в соответ­ствии со своей квалификацией; пользоваться ручными инструментами и приборами, проводить их отладку и содержать в рабочем состоянии.

Родственные профессии: мастер по ремонту радиоэлектронной аппаратуры и приборов, сборщик микросхем.

ШВЕЯ

Профессия швеи является одной из самых распространенных в легкой промышленности. На швейных предприятиях пошив изделий бытового и технического назначения ведется на швейных машинах разнообразной конструкции поточным методом; детали передвигаются с помощью транспортера от одной машины к другой в определенной последовательности. Швея в соответствии с технологией пошива и принятым на предприятии разделением труда выполняет различные по сложности и видам работы: от заготовки мягкой тары и притачивания фабричной марки до втачивания рукавов в пройму, подворотника, воротника и другие операции. Каждая швея выполняет несколько операций или даже одну, но должна уметь выполнять любую.

Главное в работе швеи - скорость и точность. Она зрительно контролирует качество шва, длину стежка, частоту строчки, параллель­ность швов, у нее должен быть развит глазомер, правильное цветоощущение, так как ей приходится различать не только основные цвета, но и оттенки одного цвета. Большое значение имеет способность работать стабильно в течение определенного времени в условиях производ­ственного шума. Наилучших результатов добиваются швеи, которые обладают усидчивостью, аккуратностью, сосредоточенным вниманием, высокой степенью согласованности движений рук.

Должна знать: устройство обслуживаемых машин, способы регули­рования натяжения нити и частоты строчки; пошивочные свойства тканей, трикотажа, меха; ассортимент пошивочных изделий, способы их обработки; технические условия на выполняемые операции; последо­вательность обработки деталей изделия при поточном методе.

Профессия имеет разряды: в швейном производстве 1-5-й; в меховом - 1-4-й; в трикотажном, текстильной галантереи и других производствах текстильной промышленности - 1-3-й.

Профессия швеи не подходит людям с плохим зрением, наруше­нием цветоощущения, хроническими заболеваниями глаз неблагоприят­ного течения (например, глаукомы), а также лицам, страдающим гипер­тонической болезнью.

Близкие профессии (специальности); вышивальщица, закройщик, портной, преподаватель в училище, школе на курсах кройки и шитья.

ШТУКАТУР-МАЛЯР

Штукатур-маляр работает в строительных организациях. Роль его в строительстве очень велика, ведь он выполняет отделочные работы и от их качества зависит красота здания, его внешний вид, уют и комфорт внутренних помещений. Объем рабочих операций, выполняе­мых штукатуром-маляром, очень большой. Он оштукатуривает повер­хности конструкций и частей зданий и сооружений - стены, потолки, пилястры, колонны, балки, фасады, купола, арки различных очертаний. Подготавливает поверхность под штукатурку (выравнивает, насекает поверхность механизированным инструментом, прибивает драночные шиты). Готовит растворы для различных видов штукатурки, размечает поверхность под оштукатуривание, механизированным инструментом или вручную наносит штукатурку, отделывает поверхность после оштукатуривания. Окрашивает детали, а также поверхности из металла и других материалов (после очистки, расшивки трещин) при помощи механизированных шпателей, окрасочных агрегатов и других инстру­ментов и приспособлений. Отделывает поверхности, с выполнением лакировки, полировки, художественной живописи, а также под дере­во, мрамор и камень. Реставрирует художественные надписи, росписи и рисунки.

Работа штукатура-маляра связана с выполнением большого коли­чества часто повторяющихся движений и требует довольно существен­ного статического и динамического напряжения рук, особенно велика такая нагрузка при оштукатуривании стен и потолков. Чтобы уметь подбирать оттенки, которые гармонировали между собой и соответ­ствовали бы назначению окрашиваемых поверхностей, мастер должен обладать правильным цветовосприятием, иметь художественный вкус и хорошую память на цветовые оттенки. Особенно важна для маляра аккуратность, так как его работа завершает труд всего коллектива строителей.

Должен знать: виды и свойства материалов и растворов, применя­емых при штукатурных работах; физико-химические свойства крася­щих материалов; приемы разметки и разбивки наружных и внутренних поверхностей зданий; технологию и способы декоративного, художес­твенного оштукатуривания и выполнения штукатурок специального назначения; способы выполнения лакокрасочных покрытий деталей и поверхностей из различных материалов, режимы их сушки; правила наладки обслуживаемого оборудования; рецепты составления красок, лаков, шпаклевок; требования к качеству выполняемых работ.

Профессия имеет 1 -6-й разряды.

Профессия штукатура-маляратребует крепкого здоровья, вынос­ливости при выборе этой профессии противопоказаны: болезни суста­вов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), заболева­ния сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен ни­жних конечностей, тромбофлебит), бронхиальная астма и другие хро­нические болезни легких, некоторые виды кожных болезней.

Близкие профессии (специальности); каменщик, маляр по металлу, мастер производственного обучения, художник-оформитель.

Эколог организует защиту жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от последствий нерационального и бесконтрольного использования достижений науки и техники. Он обеспечивает поддер­жание равновесия между природоохранными мероприятиями и потреб­ностями научно-технического и экономического развития страны, ак­центирует в этих целях внимание на соблюдении и совершенствовании технологических режимов, культуры производства, правил транспорти­ровки опасных веществ, приемов самозащиты граждан.

Путем наблюдений, опросов, с помощью приборов и других мето­дов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат. Выявляет и классифицирует действующие и потенциальные источники экологичес­кой опасности, определяет ее происхождение, характер, степень, мас­штабы, реальные и прогнозируемые последствия. С учетом текущих и перспективных экологических нормативов и регламентов разрабатыва­ет комплекс природоохранных мероприятий, добивается их реализа­ции, контролирует результаты в соответствии с законодательными актами.

Консультирует работодателей по вопросам профилактики экологи­ческих рисков, уменьшения затрат на штрафные санкции. Координиру­ет свои действия с органами санитарно-гигиенического надзора, коми­тетом по химическому и биологическому оружию, органами федераль­ного надзора по ядерной и радиационной безопасности. Через средст­ва массовой информации разъясняет и пропагандирует цели и значе­ние природоохранной деятельности.

Труд эколога сложный и напряженный; работа с документами сочетается с разъездами, организацией практических мероприятий. Емунеобходимы устойчивая социально-нравственная мотивация, на­блюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, принципиальность, высокая физическая выносливость.

Эта деятельностьпротивопоказана людям, страдающим заболева­ниями сердечно-сосудистой и нервной систем, психическими недугами.

Требования к профессиональной подготовке: необходима хорошая подготовка в археологии, биологии, медицине, социологии, истории, литературе, общая ориентация в вопросах техники и технологии, экономики труда, рыночных отношений, правоведения. Желателен прак­тический опыт в одной или нескольких указанных областях.Близкие профессии (специальности): работа в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического профиля, научных и учеб­ных заведениях.

/ / Профессиограмма «Станочник (металлообработка)»

Говорят, профессия станочника похожа на матрешку. Под названием «Станочник в металлообработке» скрываются на самом деле две профессии: «Станочник широкого профиля» и «Оператор станков с ЧПУ» (с числовым программным управлением). В каждую из них вложены еще по четыре самых массовых профессии металлообработки: токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик. Разница между станочником и оператором только в одном: станочник работает на станках с ручным управлением, а оператор – с программным. Такой специалист особенно ценен на крупных металлообрабатывающих производствах, где необходимы знания по управлению станками.

Там, где производство автоматизировано, он будет востребован как оператор станков с ЧПУ, может также работать и оператором станков-автоматов и полуавтоматов (они в отличие от станков с ЧПУ могут выполнять только одну операцию или одно изделие – болт, гайку, винт и т.п.). Благодаря научно-техническому прогрессу в труде рабочего-станочника происходят изменения. Они касаются и техники, и обрабатываемых материалов, и режущих инструментов. Управление современными станками изменяет содержание труда станочника, увеличивая его интеллектуальные функции. Станочник – профессия, необходимая во всех отраслях экономики, поэтому постоянно сохраняется высокий уровень потребности в этих специалистах.

Направление подготовки:
Металлургия, машиностроение и метериалообработка

Назначение профессии:

Изготовление различных деталей из металла и других материалов для ремонта
станков и механизмов с использованием токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовальных станков. Выполнение деталей по специальным чертежам. Проверка изготовления деталей с помощью оптических приборов.

Должен знать:


Должен уметь:
«Читать чертежи»; рассчитывать режимы обработки деталей из различных материалов, используя справочные материалы; производить наладку станков; выполнять обработку деталей из разных материалов на различных станках; выверять размеры деталей при помощи измерительных инструментов.

Профессионально важные качества:

  • физическая сила
  • острота зрения и слуха;
  • точное цветоразличение;
  • точный линейный и объемный глазомер;
  • точная зрительно-двигательная координация;
  • пространственное воображение.

Медицинские противопоказания:

  • заболевания конечностей, ограничивающие диапазон движений;
  • болезни легких;
  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама